Суббота, 31.07.2021, 21:51
Приветствую Вас Гость | RSS
javascript://
Меню сайта
Новые материалы
Роза Соловьёва. Это было, было...
Дата: 22.06.2021

Малых В.Н. Стихотворения
Дата: 10.06.2021

Стихотворения школьной поры Валерии Ситниковой
Дата: 31.05.2021

Из серии публикаций «Нолинск моего детства от А до Я». 1945-1965 гг. М – Мама
Дата: 11.05.2021

Из серии публикаций «Нолинск моего детства от А до Я». 1945-1965 гг. Б – Бабушка
Дата: 08.05.2021

Дневник из прошлого
Дата: 30.04.2021

Из серии публикаций «Нолинск моего детства от А до Я». 1945-1965 гг. П - Пожары, Путинцев В.С.
Дата: 25.04.2021

Соседи
Муниципальное образование Нолинский район Кировской области
Сельская новь
Нолинский краеведческий музей
Нолинская централизованная библиотечная система
Русские новости
Николай Левашов «О Сущности, Разуме и многом другом...» РуАН – Русское Агентство Новостей Новости Русского Мира Новости «Три тройки»
Поиск
Статистика
Яндекс.Метрика
Продолжение


НЕ БУДЬ ТОРОПЛИВ В ПОСТУПКАХ СВОИХ... 
(Нолинский собор в Нолинске: предания, архивы, память)


Нолинск - один из древнейших городов Вятской губернии. Он овеян легендами, уносящими нас в далёкое прошлое.

Неразгаданный, нахмуренный, смотрит из давних времен Николаевский собор. В свое время вокруг него шумела жизнь, полная интересных событий. В праздники веселым перезвоном перекликались церковные колокола, призывая верующих исполнить свой христианский долг. Бывали такие дни, когда басовой колокол извещал о смерти церковное служителя.

Священников хоронили на территории Николаевского собора, вынос проходил по аллее акаций, образующих в летнее время коридор со сводчатым потолком из зеле¬ных листьев (аллея сохранилась до нашего времени, но сильно заросла). Захоронения располагались по восточной и северной стороне холодного храма, Кладбище уто¬пало в зелени молодых липовых деревьев и цветущих кустарников.

С интересом всматриваешься в старые фотографии с запечатленным на них гордым творением начала 18 века, обнесенным узорчатой оградой, которая была изготовлена руками местных умельцев-литейщиков. (Наиболее древняя и интересная в архитектурном отношении часть каменного Николаевского собора - четверик - была выстроена в 1724 году, а вообще-то история создания собора уходит в более давние времена - к 17 веку, когда на его месте была деревянная церковь). Фотографий церковного кладбища не сохранилось, поэтому трудно представить, каким оно было до 1936 года, когда Николаевский собор был подвергнут разрушению, а холодный и теплый храмы стали Домом культуры. На месте захоронения священнослужителей взбили сквер, памятники с могил увезли неизвестно куда, сами могилы сровняли с землей.

Поругание, которому подвергся Николаевский собор в 1936 году, длится по сей день. Стоит он обезглавленный, с разбитыми стеклами, гуляет ветер по кровле из задранных листов железа, а вместо церковного торжественного пения и звона колоколов слушает он громогласные раскаты дискотеки. Сквер давно ликвидирован, а территория превращена в кладбище деревьев. На западной стороне кладбища выстраиваются гаражи, и с каждым годом их становится больше.

Трудно восстановить имена церковнослужителей, чей прах захоронен на земле, указанной старинными иконами Николая Чудотворца и Казанской Божией Матери, бережно хранимыми и свято чтимыми служителями Николаевского собора, отчего и была ему удача на протяжении многих лет, спасение от пожаров и других бед. Мыс, омываемый рекой Воей, считался местом святым, как сам собор и земля примыкающая к нему. Древняя легенда гласит: "Придет время, подвергнется собор поруганию и бесчестию, вздрогнет земля, примет его в свои недра, срыв от глаз людских красоту и богатства, веками накопленные, и никакая сила не сможет поднять его наверх. Останется на этом месте лишь родничок чистой воды".

Не думали, не ведали служители Николаевского собора, что, пролежав в родной земле, они подвергнутся кощунству и поруганию, а надгробия с их именами навсегда исчезнут. Найдутся ли люди, в силах которых будет поднять их из руин истории земли нолинской? Думаю, что такие люди есть, и они стараются приподнять занавес над судьбами тех, кто отдал себя благу родного города, распространению грамотности среди детей всех сословий, обучая их в церковной палатке, а затем - в трехклассной приходской школе.

Приходится вести длительную, кропотливую работу по розыску потомков бывших служителей нолинских храмов, но увы, удается немногое. Родственники давно разъехались, покинув родные места, связанные с печальными воспоминаниями, да и сами они имеют преклонный возраст; более молодые ничего не ведают. Зачастую родственники отказываются что-либо рассказывать - стоит ли бередить старые раны? Долгие годы кровоточила душа от нанесенных обид, когда дети отказывались от своих родителей, меняли фамилии, скрывая духовное происхождение. И вое же они не правы! Нужно рассказывать людям о пережитом, чтобы оно никогда не повторилось.

 
X  X  X

В архивных документах 18-19 веков повторяются фамилии поколений церковнослужителей - Ложкиных, Сырневых, Филимоновых, Окишевых. Эти люди строили первую деревянную церковь, обнося насыпным земляным валом. Они были свидетелями первого большого пожара в Нолях, когда пришлось восстанавливать только что выстроенный и освященный храм в честь Николая Чудотворца. Эти священники захоронены рядом с храмом, их могилы были первыми на этой земле.

Первым настоятелем каменного Николаевского собора был протоиерей Иоанн Пинегин, прослуживший здесь 26 лет. Он внес огромную лепту в совершенствование собора - перестройку из деревянного в каменный, литье колоколов, устройство звонницы. 

Опираясь на исторические данные, взятые из "Церковных ведомостей" начала 20 столетия, можно назвать фамилии служителей нолинских храмов. Это священники Василий Васильевич Курбановский, Георгий Аверкиевич Рязанов, Арсений Алексеевич Чистяков, Василий Федорович Карашев, Николай Иоаннович Якимов, Алекс ей Евгеньевич Иорданский, Илья Александро¬вич Романов, Александр Нилович Серебрянников, Василий Орлов, Диаконы Петр Алексеевич Гаркунов, Василий Александрович Пронин, псаломщик Иван Михайлович Свечников.

Названные имена - всего лишь малая часть нолинского духовенства. Эти лекции оставили большой след в истории Николаевского собора, культуре города, ибо все они являлись попечителями, настоятелями, преподавателями, членами педагогических и учительских советов учебных заведений, приюта и богадельни города.

 
X  X  X

Предание гласит, что из города Тамбова в Трифонов монастырь прибыл купец 2-й гильдии Федот Силыч Харин. Он был одинок. Рано овдовев, не имея детей, посвятил себя служению Богу. Дал обет выстроить храм в самой отдаленной местности, пожертвовав 2000 рублей. Прибыв в Нолинск, принялся за дело. Нравом был добр, отзывчив, простым народом не гнушался - ел порой из одной чашки, спал под одним армяком. Любили работные люди Харина, да вот случилось несчастье: 10 февраля 1810 года, по полудни, поднимая колокол, на звонницу, он упал с лесов и разбился. Со всеми почестями похоронен в церковной о граде, напротив южных дверей холодного храма. На могиле - чугунная плита с надписью: "Здесь положено тело покойного тамбовского купца второй гильдии Федота Силыча Харина, жития ему было 42 года".

К удивлению прихожан, чугунная плита стала постепенно приподниматься справа, оседая у креста. Прошел слух, что земля с могилы исцеляет людей от болезней, а со временем в пасхальный день выйдут святые мощи. Собор записал на вечное поминовение раба Божьего Федота, и лик его увековечили в фреске теплого храма. На деньги, дарованные по завещанию Федотом Силычем, был вновь обустроен в теплом - храме иконостас с двумя приделами: Покрова Божией Матери и Святому великомученику Федоту.

Трифонов монастырь, по представленному доношению протоирея Николаевского собора Иоанна Пинегина, благословил об¬новление иконостасов. Решился вопрос и о постепенной перестройке самого собора. Место захоронения подрядчика - строителя Ф.С. Харина стало святым, и святость эта передавалась из поколения в поколение, к нему на поклон шли верующие со всех концов уезда. Чугунная плита на могиле пролежала до 40-х годов, а затем бесследно исчезла, могила разрушена, и только одинокая береза, неизвестно кем и когда посажен¬ная, напоминает о захоронении.

 
Х   Х   Х

Легенда гласит, что идут от собора подземные ходы, скрытые от глаз людских, и держатся они в тайне превеликой, передаваемой от настоятеля к настоятелю и скреп¬ленной святой клятвою. Затаил собор вековые тайны, обрушивая своды, засыпая землей проходы и выходы подземелий. Правдива ли легенда - неизвестно. Еще столько кругом неразгаданного!.. Но известно и правдоподобно то, что в июле 1995 года при рытье траншей под закладку канализационных труб для филиала средней школы №1 были выкинуты наружу, а потом сброшены обратно в траншею кости неизвестных захоронений. Траншея шла от южной сторожевой башни параллельно зданию школы к северной башне, в настоящее время до основания разрушенной. На глубине двух метров и были обнаружены останки как взрослых, так и детей, без гробов. Известно, что захоронения священнослужителей в данном месте не производилось. Кто эти люди? Почему они здесь похоронены? Еще одна тайна.

Пора бы вспомнить, что район Николаевского собора - историческая зона, и любые земляные работы должны производиться на ней только с разрешения администрации горо¬да, отдела архитектуры в присутствии работника музея крае¬ведения, знающего расположение захоронений.

Стоит соблюдать установленные правила. Надо чтить память предков.

Не будь тороплив в поступках своих, а будь памятлив. Мы разучились помнить.

Так кто же захоронен на территории Николаевского собора?

Пинегин Иоанн Борисович – протоиерей, настоятель собора, скончавшийся в возрасте 66 лет. Погребен у южной стороны холодного храма.

Тропицын Прокопий Георгиевич – священник, скончавшийся в возрасте 66 лет, захоронен против алтаря холодного храма.

Орлов Иоанн Павлович - протоирей, скончавшийся в возрасте 44 лет, погребен на восток от алтаря холодного храма.

Рязанов Григорий Аверкиевич - священник, погребен в церковной ограде.

Шишкин Васильевич Ильич - священник, погребен против северной стороны холодного храма.

Люминарский Петр Иоаннович - протоиерей, погребен против восточной стороны холодного храма.

Многие имена остаются неизвестными. В других городах на месте перекопанных кладбищ устанавливаются памятники. Люди стараются исправлять ошибки прошлого восстановлением утраченной памяти. Не плохо бы и в Нолинске на месте перекопанного церковного кладбища у Николаевского собора на средства прихожан поставить скромный памятник с указа¬нием известных имен церковнослужителей, привести в надлежащий вид его территорию, приступить к восстановлению собора.

Николаевский собор несколько лет назад был освящен отцом Стефаном, отслужен молебен святому Николаю Чудотворцу, но после, оставшись без должного внимания администрации города, Успенской церкви и прихожан, снова осквернен вселением в него увеселительного заведения, магазинчика и прочих заведений. Ведущий телепередач "Храм" сказал: "В России не дол¬жен оставаться не восстановлением ни один храм, даже пусть на его месте остались руины. Места эти должны быть свято чтимы народом!" Но проходит год за годом, а Николаевский собор - начало истории земли нолинской - остается без внимания, подвергаясь все большему разрушению. Пора, наконец, прийти к какому-нибудь определенному решению: без лишних слов приступить к делу или честно сказать, что восстановление собора невозможно.

Мы вступили в юбилейный для нашей области и Вятской губернии год. Нолинек входит в семерку самых древ¬них, интересных своим историческим прошлым городов края. Сможет ли он чем помочь в этом году Николаевскому собору? Или снова уйдет на разговоры еще один год?

 

Николаевский собор – вид со стороны улицы Ленина.
 
О ЧЕМ ЗВОНЯТ КОЛОКОЛА 
(Родословная)

В родном городе мне все знакомо с раннего детства, и, конечно, эти прямые улицы с купеческими домами, у которых похожая на легенду история.

Несется мелодичный колокольный звон Успенской церкви, зовущий прихожан под своды старого храма.

Звон успенских колоколов в далекие времена уступал разве что звону колоколов Николаевского собора, литых династией местных нолинских мастеров - отца и сыновей Овчинниковых, слободских мастеров Бакулевых. Пели колокола небольшой красавицы церкви на кладбище. Священник-настоятель Василий Орлов обладал в совершенстве мастер¬ством звонаря.

Не может Нолинск похвастаться памятливостью: кладбищенская церковка снесена до основания, а Николаевский собор с 1936 года стоит полуразрушенный, обезглавленный и поруганный, и только людская память хранит легенды о его строительстве.

Небольшой холмик земли в соборной ограде когда-то покрывала тяжелая чугунная плита с указанием имени человека, трагически погибшего при строительстве храма. Плиту украли, имя забыли, земля на холмике обваливалась. Не находится заботливых рук, чтобы поставить на этой могиле простой деревянный крест.

Уничтожены и захоронения священнослужителей. Судьбы этих людей сложились жестоко. Когда в 1936 году был закрыт Николаевский собор, служителей храма выкинули на улицу, лишили прав гражданства, работы, оставили без средств к существованию. Их арестовали, ссылали, семьи выселяли из обжитых домов, подвергали обыскам, гонению.

Невозможно забыть день, когда со звонницы Николаевского собора сбрасывали вековые колокола бакулевского, чебозаринского и братьев Овчинниковых литья.

Внизу, на церковной площади, собралось тогда много народу. На лицах испуг, страх перед неизвестным. Ожидали чуда, заступничества святого Николая Чудотворца, чья явленная икона хранилась в храме.

"Казнь" началась со звонницы: сначала сбросили колокола малые и часовой. Дошла очередь до векового, литого в 1768 году в 200 пудов в граде Хлынове мас¬тером-литейщиком Михаилом Чебозариным. 

Толстые веревки опускали его все ниже и ниже.а он, медленно  раскачиваясь, вдруг с силой ударился о нижний ярус колокольни, и большое треугольной фор¬мы звено упало к ногам прихожан, а сам колокол гулко опустился в огород соседнего дома. Толпа ахнула, бояз¬ливо притихла. Колокольня как бы покачнулась в сто¬рону колокола, стараясь удержать его, но не смогла, оставшись обезглавленной, без купола, прикрывающего ее в непогоду. Купол рубили железными кирками, но не поддавался старый спрессовавшийся кирпич, искры сы¬пались, и щебень падал на крышу собора. "Храбрец" вскоре заболел, повредив ногу, больше смельчаков не находилось.

История сохранила некоторые подробности из жизни священнослужителей. Петр Александрович Гаркунов - дьякон Николаевского собора. Образованный человек из династии священников Гаркуновых пользовался уважением прихожан. Он располагал к себе доброжелатель¬ностью, вежливостью, вниманием к человеку. Приятный баритон его заставлял во время литургии плакать прихожан. Петр Александрович руководил церковным хором, в котором пели слушатели духовного училища, прихожане. В хоре этом и отец В.М. Молотова - Михаил Прохорович Скрябин, обладающий хорошими музыкальными способностями и голосом.

Много времени и сил отдавал дьякон Гаркунов обучению детей грамоте. Вместе с протоиереем отцом Александром создали они в Нолинске первую школу, ранее Располагавшуюся в церковной палатке. На территории Николаевского собора было выстроено трехклассное Церковноприходское училище, в котором обучались дети из всех сословий.

Семья у Петра Александровича Гаркунова была большая: жена Мария Александровна и трое детей - Николай, Владимир, Михаил. Вместе с ними жил и учился Миша Ложкин - племянник, сын сестры Петра Александровича.

Семья дьякона жила очень скромно, жалованья не хватало. Всегда остро стоял вопрос о еде и одежде. Подспорьем было небольшое хозяйство: держали корову-кормилицу, кур и другую живность. Дети были основными помощниками, обязанности распределялись поровну. Они рано вставали, повторяли уроки, помогали по хозяйству, завтракали и отправлялись в школу. Из воспоминаний племянника Михаила Николаевича Ложкина: "Наш завтрак состоял из картофельного супа, горохового киселя или какой-нибудь каши, сладкого чая или молока с хлебом. На обед варились щи, овощные супы, иногда мясо, а на второе была каша или тушеная картошка. Мясные блюда приготавливались по праздникам, это считалось боль¬шим лакомством.

Вечерами все члены семьи собирались у огонька. Здесь читались книги, обсуждались школьные дела. С мнением каждого из нас старшие считались".

После закрытия Николаевского собора семья распадается. Петр Александрович остается без работы с ярлыком лишенца. Мария Александровна от переживаний, слез за своих детей заболела и вскоре умерла. Закончив школу 2-й ступени, мальчики не могли продолжать образование, им просто запретили это делать.

Похоронив мать, братья уезжают на Урал. Позднее и Петр Александрович, бросив небольшое хозяйство, уезжает к сыновьям, где, оторванный от родных мест, в тоске умирает. Вырванному с корнем из земли дереву сложно прижиться в чужой почве, так и тут.

Большое горе обрушилось и на семью протоиерея Петра Ивановича Люминарского. Его внучка Екатерина Евгеньевна Домрачева делится воспоминаниями: "В 1914 году умер мой отец Евгений Васильевич Домрачев, служивший священником в Иранском уезде. Мама, оставшись одна с тремя детьми, вынуждена была переехать в Нолинск к отцу Петру (Ивановичу) Иоанновичу Люминарскому, протоиерею Николаевского собора.

Мама сразу же поступила на службу в женскую гим¬назию, стала классной дамой. 

У дедушки было 11 детей, четверо умерли в младенчестве, остальные разъехались, жил он один, и я стала его любимицей. Он часто брал меня в гости, а в день рождения (мне исполнилось 6 лет) подарил мне красивую детскую чашечку и серебряный стульчик-солонку, полную серебряных пятачков.

Квартира состояла из пяти комнат, мебель в ней была самая простая, но зато много цветов. Очень запомнился иконостас. Икон было много - красивые и дорогие, а еще большая библиотека с книгами известных писателей, поэтов. Были и журналы: "Пробуждение", "Задушевное слово", "Нива". 

В 1918 году к нам пришли с обыском, хотели конфисковать книги, но мама пошла на склад духовного училища, где они хранились, и подписала на свою фамилию "М. Домрачева", объяснив, что они принадлежат не Люминарскому» а его дочери, то есть ей. Книги вернули, как принадлежащие учительнице.

У деда велось небольшое хозяйство: корова, куры, поросенок. Он очень любил ухаживать за животными. Моя бабушка была большая рукодельница: сама ткала и шила всем одежду. Все белье в семье было из холста, холетинками был набит маленький сундучок.

Дедушка на нас никогда не кричал, не наказывал, но запомнился такой случаи: однажды за обедом брат Вася заявил о том, что в классе собирают по пять копеек, а он пообещал 50 копеек. Дед ответил, что таких денег у него нет. Брата с ревом вытащили из-за стола.

Особо запомнились праздники - Пасха и Рождество. Самыми торжественными были заутреня и крестный ход вокруг церкви. Весенний воздух, мерцание свечей, трепет¬ное чувство праздника - все создавало радостное настроение.

Противоположное чувство - преследование духовенства смутные времена: то красные входят в Нолинск, то белые.

К нам в дом явился чех, перепоясанный ремнями, сбоку висит граната. Дед шаркает в подряснике по дому, протягивает руку к гранате, спрашивает: "Это у вас что?", и тут же ответ: "А это для тебя, если сопротивляться будешь!"

Начинается обыск открываются сундуки, из которых выбрасывается наше барахло. Подходят к сундучку с бабушкиными холстинами. Сверху лежат иконы, внизу шкатулка, в которой серебро - дюжина ложек, рюмки, дедушкины таба¬керки и несколько золотых монет. Мы затихли. Вдруг один из пришедших с обыском говорит: "Мы до богов не охотники!.."

Среди заветного серебра в шкатулке лежали и дедушкины ордена. Мы долго хранили память о дедушке, а когда он умер, шкатулку закопали в его могилку. В голодный 1931 год орден Владимира нам очень помог: отделяя по небольшому кусочку золота, продавали, меняли в торгсине на крупу, муку или сахар для маленьких детей.

В 1918 году нас выгнали из дома, подселив ко второму священнику Чистякову Арсению Николаевичу. На третью ночь в чужом доме дедушки не стало. Захоронили его в церковной ограде Николаевского собора.

Жили, боясь всего. Я не смела упоминать, что являюсь дочерью и внучкой священника. Из-за мамы - классной дамы меня в Вятке не принимали в пионеры, а затем и в комсомол.
Мне за 80 лет, я не могу приехать на родину в Нолинск, и хотя в нем было и много бед, и огорчений, он для меня остался самый дорогой!"

Вот такое письмо. Какие семьи были: устойчивый быт, труд, чтение, любовь. Жаль, что они разрушились.
Разрушено и перекопано и кладбище священнослужителей. Оно застроено частными гаражами, памятники исчезли безвозвратно и неизвестно куда.

А мы, музейщики, пытаемся восстановить историю известных нолинских семей - крестьянских, купеческих, священнических. Пока еще есть очевидцы тех лет, пока еще не поздно...



ВЕЧЕРНИЙ ЗВOH

В праздничные и выходные дни раздается над городом перезвон колоколов Успенской церкви, зовет прихожан исполнять свою христианскую обязанность.

Навевает колокольный звон воспоминания о прошедшей молодости, которую не вернешь, как не вернуть ушедших из жизни родных, друзей, знакомых. Несется звон над разрушенным прош¬лым, память о котором стирается, история постепенно забывает¬ся. Многие ли нолинчане знают о людях, живших в городе до нас и болевших за его процветание? Кто, например, захоронен в церковной оградке?

Небольшой холмик земли когда-то покрывала чугунная плита с указанием имени человека, трагически погибшего при строительстве храма. Плиту позднее украли, имя забыли, а земля на холмике обвалилась. Не находится заботливых рук, чтобы поста¬вить на этой могиле простой деревянный крест. Остальные захоронения пока неизвестны, но известно, что служителями церкви в тридцатые годы были священниками Василий Карышев, Николай Полянский и дьякон Петр Александрович Гаркунов. о котором хочу рассказать более подробно. Это был умный, образован¬ный человек. Располагая к себе доброжелательностью, вежливостью. Приятный баритон дьякона, говорят, заставлял прихожан плакать. многие, особенно молодежь, специально приходили послушать его голос. Петр Александрович руководил церковным хором, много времени отдавал преподаванию в духовном училище, вместе с настоятелем собора протоиереем Александром создал первую школу, вернее, класс, по обучению детей грамоте. Класс располагался в церковной палате, пока собор не выстроил церковноприходскую школу (начальная школа №1). Здесь могли обучаться и дети бедных родителей.

Семья у Петра Александровича была большая: жена Мария Николаевна, трое детей – Николай, Владимир и Михаил, племянник Миша Ложкин, учившийся в старших классах. Семья дьякона кила очень скромно, всегда остро стоял вопрос об одежде и обуви.

Жалованья хозяина дома не хватало, Мария Николаевна выкручивалась, как могла. Выручила корова - кормилица семьи. Зато в доме всегда был порядок, дети росли трудолюбивыми, ценили родителей, помогали им во всех домашних делах. По утрам они вставали рано, ели гороховый кисель или картофельный суп, пили чай и отправлялись в школу. На обед чаще были суп, каша, молоко. Вечерами читали, слушали рассказы взрослых, обсуждали до¬машние проблемы.

В 1936 году был закрыт Никольский собор. Петр Александрович и другие священники остались без средств на жизнь. Дети в семье Гаркуновых к тому времени уже вы¬росли, но учиться им запретили. С горя Мария Николаевна заболела и вскоре умерла. Сыновья уехали жить на Урал, Петр Александрович, оставаясь в Нолинске, подвергался гонению, был лишен прав. На него навесили ярлык лишенца. Все это он очень болезненно пережил, потом бросил свое небольшое хозяйство и переехал к сыновьям на Урал, где позднее и умер. Вырванному с корнем из земли дереву сложно прижиться в чужой почве, так и тут. А сколько их, таких вот трудолюбивых семей было уничтожено в то время, сколько талантливых людей не дожили свой век.

Так о чем же еще звонят нолинские колокола, какие тайны хранят стены полуразрушенного Никольского собора, скоро ли расправит он согнутую горем спину и запоют вновь его колокола, а прихожане прочтут.

"Нолинский Никольский собор построен тщанием прихожан в царствование благочестивого государя императора Петра Первого в 1724 году. Теплый храм перестроен в царствование благочествивейшего императора Александра Второго в 1868 году Холодный храм возобновлен и освящен 22 мая 1892 года и весь собор снаружи и внутри украшен благо¬честивым усердием старосты собора Федора Глебовича Па¬рамонова в царствование государя императора Александра Третьего в 1890-1892гг. "В каком виде божию милостью остается и доселе". (Текст взят с мемориальной доски, установленной некогда да Никольском соборе).

А данные о жизни дьякона П.А. Гаркунова взяты из переписки с его племянником Михаилом Николаевичем Ложкиным. Он проживает сейчас в станице Отрадной Краснодарского края. В 1927 году Ч.Н. Ложкин окончил в Нолинске школу второй   ступени, затем Кировский пединститут. Был участником войны, директорствовал в школе станицы Отрадная. В свои 80 лет Михаил Николаевич продолжает работать в станичном музее в должности директора. Интересуется судьбой музея в Нолинске.



ЮРОДИВЫЕ 
(Историческая справка)

Юродивые - люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия-юродство во Христе. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека...

Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза СИЛЬНЫМ мира сего, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязных...

Исторические судьбы и склад жизни древнерусского общества много способствовали процветанию на Руси юродства. Ни одна страна не может представить такого обилия юродивых и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как древняя Русь...
Художественный тип юродивого древнерусской жизни создан древнерусской жизни создан Пушкиным в "Борисе Годунове" Л.Н. Толстой в своем "Детстве" симпатизирует, по-видимому, и матери Иртеньева, считающей юродивого "божьим человеком". (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 81)

Были юродивые и в Нолинском уезде. О них осталось достаточно много воспоминаний у людей пожилого возраста. В автобиографической книге "Азорские острова" наш знаменитый земляк Борис Чирков рассказывает о юродивом Иванушке, который часто бывал в доме его бабушки Ольги Яковлевны. Иванушка внезапно появлялся и так же неожиданно исчезал на длительное время. Его посещения были желанны в любом доме города. Он бесцеремонно мог сказать прямо в глаза хорошее и плохое о человеке, в доме которого находился. Бродил Иванушка в любое время года босым, в длинной холщовой рубахе, без шапки, говорил мало, отрывисто.

Ходили по городу еще два странных человека, именуемые, именуемые Иван и Марфа. Жили они где-то на окраине, ходили взявшись за руки, оберегая друг друга от злых собак и людей. Иван говорил непонятно, плохо произносил слова, но хорошо пел, за что и получал на пропитание. Чета часто ссорилась и тут же мирилась. Не поделив милостыню, Иван кричал: "Марфа, не серди меня, Марфа, не то все яйца рассыплю и всю муку ийямая!" Марфа ласково успокаивала благоверного, и тот снова пел и вел свою подругу за руку по улицам города.

 
X     X     X

Наверняка старые люди села Кырчаны помнят юродивого Гришеньку Степановнина. Он был единственным сыном одинокой бедной женщины, которую все называли Степановной. Гришенька носил длинную рубаху, на груди - большой деревянный крест, босым исхаживал немало верст. Небольшой домик, в котором жили мать с сыном, стоял на взгорье нижней улицы, у колодца, поэтому взгорье до сих пор носит название Гришенькиной горки.

Гришенька никого не обижал, играл большей частью с детьми, угощая их то пряником, то какой-нибудь сушкой. Только иногда, чем-то сильно взволнованный, вставал посредине площади и выкрикивал что-то непонятное, но "правильно" истолковываемые соседями. Однажды, глядя на вос¬ток, Гришенька причитал: "Огонь, огонь, огонь кругом идет, все спалит! Пух-пух! Крови много, смерть идет! "Когда объявили германскую войну, многие припомнили его вещие слова.

Многое пророчил юродивый: "Ой, боюсь, боюсь, огня боюсь! По небу веревки натянуты, человека на белом коне боюсь, крови много, крови боюсь! "Это значило, что после германской войны наступит новая, гражданская, и много еще крови прольется. А "веревки" - это провода протянутся, телефон¬ная связь. Человек не белом коне - победитель… Так расшифровали кырчанцы предсказания Гришеньки Степановнина.

Примечательны были Кырчаны и юродивой Пашей-форой. «Фора" на местном диалекте значило "модница". Пашенька и впрямь была очень чистоплотна: носила городские платья, данные наверняка какой-нибудь купчихой. акку-ратные лапотки и белоснежный платок на голове. Кто и откуда она, Паша-фора, никто не знал. Сколько ей лет -тем более. Говор у нее был не вятский, с казанским акцептом. В заплечном мешке носила она с собой все свое богатство, а к поясу привязывала неизменный холщовый кошелек, в котором хранился мелко наколотый сахар и пакетик "фамильного" чая. Завидев гостью, хозяйка готовила самовар, выставляла на стол все, чем была бога¬та. Паша заходила чаще всего в бедные дома, где было много ребятишек, где ей легче жилось-дышалось. Она угощала ребят пряниками, доставая их из заплечного мешка с шутками и прибаутками. Получив гостинец, ребята улезали на полати, оттуда наблюдали, как Фора аппетитно пьет чай, откусывая от малюсеньких кусочков сахара. С одним таким кусочком она могла пить чай до бесконеч-ности, но самовар при этом должен петь свои песни, быть горячим.

После чаепития Фора приступала к рассказам о своих посещениях святых мест, встречах с монахами и разными любопытными людьми. Рассказы были интересными, как сказка, а речь ее убаюкивала. Вскоре Паша утомлялась, сладка позевывала и укладывалась отдыхать на широкую лавку, положив в изголовье свой дорожный мешок.

С восходом солнца она шагала дальше, где её ждали новые люди, новые встречи.

 
X  X  X

Среди юродивых Нолинска была примечательна Машенька по прозвищу Муравьиха. Так ее прозвали за то, что она носила, то есть надевала на себя весь свой гардероб, отчего была широка в объеме, как муравейник. Ходила она с палкой, защищаясь ею от злых собак, которых натравливали на нее назойливые мальчишки, не дававшие Машеньке проходу, рисуя мелом или углем на тротуаре кресты, всякого вида знаки. Иногда появлялся заступник-милиционер и отгонял мальчишек.

Машенька была немногословна, речь ее малопонятна. Никто толком не знал о ее прошлой жизни. Об этом дошли лишь отрывчатые сведения, ставшие, впрочем, легендой.

Предполагают, что Машенька принадлежала к старинному-купеческому роду Ласниковых, живших на улице Безымянной, а ранее - Пожарной. Была, дескать, она единственной дочерью, смирной и богобоязненной, а с приходом советской власти осталась одна. С трудом перетащила выкинутые вещи в подвал своего дома, в котором устроилась жить. Только вот отнялся у Машеньки язык, и не могла она говорить, как раньше.

Спала она в шкафу, стоявшей на сыром полу, укрывалась тряпьем. Холодно и сыро в подвале. Берегла единственный огарыш свечи. Рядом-верные друзья, кошки да собаки, подобранные на улице. С ними она разговаривала, делила последний кусок хлеба.

Так вот и жила Машенька - дочь купеческая, по прозвищу Муравьиха, бродила по улицам родного города, просила милостыню на пропитание своих кошек и собак, которые были к ней добры. Но однажды заболела Маша, упала на улице. Подняли ее, хотели в больницу отправить, да нашлась сердобольная женщина, бывшая псаломщица Николаевского собора Александра Васильевна Буторина. Взяла беднягу к себе жить: обогрела, в баньке выпарила, уложила в теплую постель. С тех пор обрела Машенька покой, тепло и уход. Вместе с ней жила ее добрая собака, оберегавшая хозяйку до последнего часа. Умерла Муравьиха на руках у Александры Васильевны, была похоронена на нолинском кладбище, около церкви, под развесистой липой. С тех пор не зарастает тропинка к могиле юродивой, где установлен простой деревянный крест. Идут люди, чтобы поклониться праху рабы Марии, никому не сделавшей зла, обреченной на нищенское существование, терпевшей холод и голод, делившей последний кусок хлеба с братьями меньшими. Берут люди с этой могилки землю, лечат ею свои болячки. Помогает или нет земелька, не знаю, но то, что побывав на ее могилке, человек чувствует себя облегченнее, чище - это точно.

Вот все, что мне удалось вспомнить и узнать о юродивых Нолинска. Если у кого-то мой рассказ вызовет интерес поделитесь своими воспоминаниями, откликнитесь. Жизнь есть жизнь в ней так много любопытного, странного, загадочного.             


 
Стр. 1  2  3  4  5  6  7  8  9
Пользователь
Добрый день: Гость

Группа: Гости
Вы с нами: дней
Случайное фото
Случайная статья
Богоявленская церковь. Село Татаурово
Просмотров: 2106

Нолинский уезд в Первую мировую войну.
Просмотров: 2133

Путинцев В.С. "Лев Кардашин"
Просмотров: 2283

Мировой рекорд нолинчанина Ю.Кашина. Интервью.
Просмотров: 1337

Памяти ликвидаторов Чернобыльской трагедии
Просмотров: 1776

Новое на форуме
Посёлок Красный Яр (видео)
Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 23.07.2021
Ответов: 0
Онлайн-выставка художников Нолинска (видео)
Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 23.04.2021
Ответов: 0
Вятский говор. Случай в колхозном автобусе (видео)
Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 30.03.2021
Ответов: 0
Парки малых городов. Нолинск.
Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 16.03.2021
Ответов: 0
г. Нолинск с высоты птичьего полёта (видео)
Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 27.01.2021
Ответов: 0
Поэзия нолинчан
В середине огромной России...
Просмотров: 3015

Николай Зроль
Просмотров: 2684

Стихи Виктора Чиркова
Просмотров: 2749

Поговорки
Погода в Нолинске

влажность:

давл.:

ветер:

Нолинск автовокзал

При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! Copyright MyCorp © 2021