Пятница, 07.08.2020, 02:28
Приветствую Вас Гость | RSS
javascript://
Меню сайта
Категории раздела
Из прошлого [96]
Культура [38]
Известные люди [66]
Поэзия [74]
Художники [16]
Проза нолинчан [36]
Публицистика [18]
Песни нолинчан [7]
Годы революции и гражданской войны [8]
Новые материалы
В зеркале сатиры
Дата: 10.07.2020

Художник Двинянинов Михаил Михайлович
Дата: 24.05.2020

Семеро смелых или Берегите женщин по-вятски
Дата: 10.05.2020

Избранные очерки из сборника "Сражаюсь, Верю, Люблю"
Дата: 03.05.2020

Слово о поэтах-фронтовиках
Дата: 02.05.2020

Православный Нолинск в 1950-х годах
Дата: 01.05.2020

Видеоэкскурсия в музей
Дата: 21.04.2020

Соседи
Муниципальное образование Нолинский район Кировской области
Сельская новь
Нолинский краеведческий музей
Нолинская централизованная библиотечная система
Русские новости
Николай Левашов «О Сущности, Разуме и многом другом...» РуАН – Русское Агентство Новостей Новости Русского Мира Новости «Три тройки»
Поиск
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Публицистика

Виктор Путинцев.      В ЗЕРКАЛЕ САТИРЫ
(В 2020 году исполняется 150 лет со дня выхода в свет «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина)   



   - Жаль, что Салтыкова-Щедрина нет в живых.
  - Он жив: классики не умирают. Сатирики востребованы, пока смердит зло. Они нужны, как врачи. Необходимы, как зеркало, которое позволяет разглядеть грязь на лице. Мы ценим их, как ценят снайперов на войне.

Мишени, по которым бил великий сатирик Салтыков-Щедрин, встречаются, к сожалению, и сегодня. Они мутируют, как вирусы. Нужны новые средства и способы борьбы с ними. Не стоит, однако, пренебрегать и лучшим из прежнего опыта. Вот тут-то и пригодится нам автор «Господ Головлёвых», «Истории одного города», «Сказок для детей изрядного возраста».

Что считал гениальный русский сатирик главной мишенью для убийственного смеха? Ответим одним словом – глупость: нет беды «горшей, яко глупость». Самые отвратительные герои Щедрина непроходимо тупы. Его генералы в «Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил» размышляют, почему солнце сначала восходит, а потом заходит, а не наоборот. Невозможно придумать более нелепого вопроса.

Полное незнание жизни делает генералов совершенно беспомощными. Единственное, на что они способны, - это вцепиться в мужика и «нудить» его добывать им пищу.

Впрочем, мы немного перегибаем палку, говоря о непроходимой глупости генералов. Там, где дело касается шкурнических интересов, генералы соображают неплохо: чтобы мужик не убежал от них, они заставляют его свить из его же волос верёвку и привязывают его ею на ночь к дереву!

Образцово-показательно глуп помещик Урус-Кучум-Кильдибаев, который, чтобы не страдало обоняние, попросил всевышнего очистить его помещичьи владенья от мужиков. Не желавший ощущать запах мякины не мог сообразить самого простого: не будет мужиков – не будет денег платить подати в государственную казну, некому будет поднимать занавес в его домашнем театре и даже воду подавать, чтобы обладатель «белого, рассыпчатого» тела мог умыться. И помещик одичал, перестал сморкаться, оброс шерстью, питался тем, что, залезши на дерево, подкарауливал зайцев, которых съедал вместе с потрохами. 

Салтыков-Щедрин с неотразимой убедительностью показал, что нет ничего неразумнее презрения к труду и людям труда. Оно характерно для господствующих сословий, паразитирующих классов, начальства. У одного из щедринских градоначальников вместо мозгов - музыкальный инструмент, который производит лишь две «мелодии»: «Разорю!» и «Не потерплю!»

Властолюбивый, непреклонно упрямый, не желавший считаться ни с кем и ни с чем градоначальник Угрюм–Бурчеев Щедриным прямо в лоб назван идиотом.

Никчёмности, бестолковости письменных и устных распоряжений начальства сатирик дал убийственно точную оценку: «сумрак законов». Пытаясь разобраться в них, градоправитель Иванов помер от натуги. Приведём образец пародии Щедрина на циркуляры начальства: «Всякий имеющий надобность утереть свой нос – да утрёт». Убивает наповал здесь никчёмность смысла указа. Подобные циркуляры давали людям «настоящие якобы права».

По Щедрину, «прохвосты» держатся у власти с помощью обмана, лжи, лицемерия и насилия. Градоначальник Фердыщенко, любил «покалякать» в кабаке с простыми людьми. Обращаясь к мужику, он уснащал свою речь ласкательным «братец-сударик»:

- А ну, братец-сударик, ложись!
- А ведь корову-то, братец-сударик, продать надо! Потому, братец-сударик, что недоимка – это святое дело!

Другой градоправитель недоимки собирал без ласковых лов, - с помощью шелепов, пушек «и оловянных солдатиков», согласно решению «военного совета с самим собой» или собственному же указу «о нестеснении градоначальников законами».

Один из «мерзавцев», изображённых Щедриным, влиял на подчинённых силой «приветствий» словами, о которых, «стыда ради», сатирик умалчивает и от которых глуповцы, «не успев даже встать на колени», разбегались во все стороны. 

Не забыл Щедрин указать и на финансовый рычаг управления народом: имущий, дав неимущему Кузьме «понюхать рубль», заставляет Кузьму на всё согласиться!

Глупыми управлять легче, и правители оглупляют людей зельем.

-Вот она! Вот она, матушка-то наша Амалия Карловна! Теперь, братцы, вина у нас будет вдоволь! - приветствовали глуповцы новую градоначальницу, выставившую им три бочки пенного.

Что можно ждать обществу от людей, пределом желаний которых является кабак? Смогут ли они управляться сами с собой, если даже обретут свободу? Они иными и не могут быть, потому что им «с изумительным постоянством долбят голову», что не может привести «к другому результату, кроме ошеломления».

Иного результата быть не может, потому что начальники-«прохвосты» «упраздняют науки» или уповают добиться процветания наук и искусств «под наблюдением квартальных надзирателей.»

Иного не может быть, потому что ошеломленные непрерывным сечением, пенным дурманом и дурманом лицемерия, глуповцы превратились в холуев, холопов, о которых Некрасов написал:

   Люди холопского звания
   Сущие псы иногда:
   Чем тяжелей наказания, 
   Тем им милей господа.

С горечью пишет Щедрин о «начальстволюбии» глуповцев, их «восхищении начальством», которого они «навсегда испугались» и перед которым «упорно стояли на коленях»:

-Батюшка-то наш! Красавчик-то наш! Умница-то наш!

Чтобы выслужиться перед начальством, холуи сами писали на соседа доносы, осуждали тех, кто «галдел», потому что за галдение «начальство не похвалит», выдавали «зачинщиков», даже сбрасывали их с колокольни или «вежливенько» топили в проруби.

Даже «когда начинает говорить брюхо, против которого всякие резоны и ухищрения оказываются бессильными», глуповцы и тогда сидят на завалинках и ждут: всякому кажется, что «не в пример удобнее, чтоб за него старался кто-нибудь другой».

Безопасное для себя «восхищение» начальством глуповцы выражают тем, что, ожидая его появления, надевают лучшую одежду, пекут пироги и жарят поросят. 

В этой обстановке «начальство роскошествовало». «Появились кокотки и кокотессы…каждый вечер собираются-с, свищут-с, ногами перебирают-с», Развелось много поклонников «езды на остров любви». И всем им кажется «непростительной дерзостью, если смерд поливал свою кашу маслом». 

Поражает прозорливость Щедрина, который считает, что против его народа действует сила, «подкравшаяся издалека и успевшая организоваться» и что этой силе едва ли смогут противостоять «рассыпавшиеся по углам…людишки». Значит, нужна организованная сила. Это поняли Маркс и Энгельс, бросившие клич: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Это понял Ленин, создавший в России партию коммунистов (коллективистов), ставшую боевым авангардом трудящихся огромной страны.

Ленин хорошо знал и часто цитировал Щедрина. Он не раз использовал щедринские образы Иудушки Головлёва и Премудрого Пескаря для борьбы с лицемерием и обывательской трусостью. Иудушка – воплощение самого ненавистного для коллективистов порока – ненасытной собственнической жадности. Все свои умственные и актёрские способности он употребляет для личного обогащения. Для его он не брезгует ничем. На совести Иудушки несколько «умертвий» самых близких людей. Недаром его прозвали Кровопивцем. Особенно страшен он тем, что действует «по закону» и ловко прикрывается именем бога. Его сложно наказать с помощью казённого суда. Щедрин казнит его судом Совести – высшим, неминуемым, самым справедливым и беспощадным: в старости, оставшись без родных и близких один на один со своим богатством, под волчий вой зимнего ветра в трубе своего большого пустого дома, Иуда понял, что жизнь прожил зря, она – сплошное пустословие, пустомыслие и пустоутробие. Но озарние пришло слишком поздно, ничего исправить уже невозможно. Иуда уходит в зимнюю пургу и бесследно исчезает в ней. Обращаемся к современным чубайсам: читайте Щедрина. Обратите внимание на Ивашку Ферафонтьева в «Истории  одного города». Он свидетельство того, что любому терпению есть предел. Ивашка при градоначальнике Негодяеве «был посажен на цепь за то, что говорил хульные слова, а слова те в том состояли, что всем-де людям в еде равная потреба состоит, и кто-де ест много, пускай делится с тем, кто ест мало.

При другом градоначальнике «тридцать три философа были рассеяны по лицу земли за то, что нелепым обычаем говорили: трудящийся да яст; нетрудящийся же да вкусит от плодов безделия своего».

«Восхищение начальством, - написал Щедрин, - допускает и возможность невосхищения оным». Всеобщее невосхищение неизбежно, когда правитель-идиот становится разрушителем всего. Таким оказался Угрюм-Бурчеев, воплотивший в себе «идиотство, не нашедшее себе границ». Против него восстало всё: «раздался треск, и…прохвост моментально исчез, будто растаял в воздухе».

Читайте классику!

 

Категория: Публицистика | Добавил: nolya66 (10.07.2020)
Просмотров: 150
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пользователь
Добрый день: Гость

Группа: Гости
Вы с нами: дней
Случайное фото
Случайная статья
Памятные даты г. Нолинска на 2020г.
Просмотров: 886

Свет и тень усадьбы Злобиных
Просмотров: 1688

Тимшин Павел Григорьевич
Просмотров: 2084

Истории о купечестве
Просмотров: 2550

Богоявленская церковь. Село Татаурово
Просмотров: 1522

Новое на форуме
55-и летие школы №2 г. Нолинска
Автор: nolya66
Форум: Школа №2 г. Нолинска
Дата: 05.07.2020
Ответов: 1
Нолинск по улице Коммуны (видео)
Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 02.07.2020
Ответов: 0
Нолинский политехнический техникум (видео)
Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 07.05.2020
Ответов: 0
С праздником Победы!
Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 06.05.2020
Ответов: 0
Караоке "Песня о Нолинске" (видео)
Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 14.04.2020
Ответов: 0
Поэзия нолинчан
Сборник клуба "Воскресение" - "Облава". Избранные стихи и проза.
Просмотров: 974

Евгения Дубровина. "Счастье". Стихотворения
Просмотров: 1614

Юрий Куимов. Вещь в себе
Просмотров: 830

Поговорки
Погода в Нолинске

влажность:

давл.:

ветер:

Нолинск автовокзал

При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! Copyright MyCorp © 2020