Вторник, 17.10.2017, 05:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Из прошлого [86]
Культура [31]
Известные люди [55]
Поэзия [67]
Художники [10]
Проза нолинчан [26]
Публицистика [10]
Песни нолинчан [6]
Новые материалы
Экспозиции Нолинского краеведческого музея вчера и сегодня
Дата: 14.10.2017

Письмо из Нолинска в Кремль: о чём писал сыну отец Молотова
Дата: 08.10.2017

Туснолобов С.С. - Полный кавалер ордена Славы
Дата: 07.10.2017

Как отставной солдат Губин перешел в иудейскую веру
Дата: 07.10.2017

Малков Ф.М. - учитель, краевед, писатель
Дата: 30.09.2017

Богоявленская церковь. Село Татаурово
Дата: 28.09.2017

Легендарное здание в г. Нолинске
Дата: 28.09.2017

Соседи
Муниципальное образование Нолинский район Кировской области
НКО Фонд
Сельская новь
Нолинский краеведческий музей
Нолинская централизованная библиотечная система
Интересные сайты
Николай Левашов «О Сущности, Разуме и многом другом...» РуАН – Русское Агентство Новостей Новости Русского Мира Новости «Три тройки»
Поиск
Статистика
Главная » Статьи » Проза нолинчан


Сказки Нолинского уезда
Из сборника А.К. Зеленина "Великорусския сказки Вятской губернии". Петроградъ. 1915.


Сказки С.М. Одегова
 

Семенъ Максимовичъ Одеговъ — уроженецъ и житель деревни Рогалёвской, что около села Кырчана Нолинскаго уезда. Старикъ леть 60-ти, но ремеслу катанщикъ: по зимамъ работаетъ валяную обувь у хохловъ-переселенцевъ въ Троицкомъ уезде Оренбургской губернiи. Весьма набожный человекъ; между прочимъ, пешкомъ ходилъ на богомолье въ Соловецкий монастырь.

Сказочный запасъ Одегова состоитъ изъ однихъ легендъ или, какъ онъ ихъ называетъ, „божественныхъ сказокъ”. Наслушался онъ ихъ отъ одной, теперь уже покойной, старушки, которая жила въ той же деревне Рогалёвской и „зналась съ грамотеями". Легендъ прежде онъ зналъ очень много, но теперь память измняетъ, забылъ. Я записалъ отъ Одегова пять легендъ, которыя здесь и печатаю (№№ 91—95).

Языкъ Одегова чистый местный. Главныя особенности произношенiя: ц переходитъ въ ч, к въ известныхъ случаяхъ мягко, я переходить, передъ мягкой согласной, въ е. Отхожий промыселъ Одегова, повидимому, не оказалъ на его произношенiе никакого влiянiя. (А.К. Зеленин)



91. [Кумова кровать].


1. Овдовела молодая. Нихто къ нёй не подбиваёччя. — „Хоть бы нечистой духъ ко мне...“, говоритъ. — Порадела она ужъ съ нечистымъ духомъ.

Потомъ она пошла розгуливаччя. Ёй и показался молодечь хорошой, красивой, окаянной. — „Ну што, барошня? говорила што, дакъ согласна ли?" — „Согласна". — Ну, съ нёй они и сработали мальчика.

2. Она родила мальчика; онъ къ нёй пришолъ перъву банькю, всякихъ напитокъ къ нёй нанёсъ, закусокъ. — „Надо, — говоритъ; — росписаччя; живово тебе или мёртвова надо?" — „Живово мне надо", согласилась. — „Ну, мне и мёрътвой ладно!" (после смерти).

3. Мальчикъ сталъ рости. Ко грамоте обучился больно хорошо. Выросъ; спрашиватъ: „Чево въ сундучке?" — А тамъ росписка. — Добираеччя. — „Ключикъ — говоритъ [мать]: — потерянъ". — Онъ розбилъ этотъ сундучёкъ, росписку ету нашолъ и сталъ съ своёй матерьёй говорить: „Эхъ, матушка! матушка! Съ кемъ-жо ты меня сработала!"

Посудилъ её, посудилъ, самъ отправился въ монастыри. Добираччя. Выручить ему захотелось [себя]. Онъ ни въ какихъ книгахъ самъ себя не нашолъ. — „Не можомъ мы ничево сдилати здися".

4. Послали ево къ арвизону. Арвизона дома нетъ: онъ къ сатане всё ходитъ, перепиваёччя. Армизониха одна дома. Успрятала она ево. — „Придутъ все эти, окаянные и оне, станутъ калёные орехи исти; я стукну, ты дохни; оне по духу узнаютъ: „а, руський человекъ у тебя есь!“ Оне тебя згаркаютъ".

5. Онъ вышолъ къ имя. — „Зачемъ ты здеся?" — „А вотъ, — говоритъ: — я сработанъ съ окаяннымъ; мне росписка надо". — Сатана сама съ одной стороны гаркнула [чертей]; шло да шло ихъ. — „Признавай своево отчя!" — Эти прошли, онъ не призналъ. Съ другой стороны гаркнула, ешшо больше тово нашли. — „Признавай!" говоритъ. — И съ другой не призналъ. — „Съ третей", говоритъ. — И съ третей опять, — „нетъ — говоритъ: — моево отчя здеся". — Съ четвёртой гаркнула; шло да шло, на самомъ на коньче храмой идётъ. — „Вотъ, — говоритъ: — мой отечь!"

6. Росписку проситъ сатана. — „Выдай — говоритъ: — росписку!" — Не сказывать росписки. — Сатана говоритъ; „На кумову кровать тебя [я положу въ наказание]!"—А кум’отъ етотъ самой и есь арвизон’отъ. — А тотъ получилъ росписку: храмой окаянной испугался кумовой кровати.

7. Арвизон’отъ и отправился къ сатане смотрить свою кровать. (Они скумилися уже съ сатаной-то). Показали.

„А жить долго ле буду?" онъ спросилъ ешшо у неё. — „Житья тебе три чеса толькё". — Этотъ арвизонъ бежи домой, найми рабочихъ отпиливать нокти. Руки ноги у нево отпиливаютъ на-косо. И каёччя со слезами.

8. Дозналась ето сатана; сказали ему окаянныё. — „Вы - говоритъ: — хоть искру поймайте: жгутъ у нево тело-то где!" — Пресвятая Богородичя знамёмъ прикрываёть и искры: не отпускаётъ искры на волю. Успелъ покаеччя. Господь къ себе взялъ ево; грехи простились у нево.
 

92. [Проценты].


1. Былъ попъ. Онъ прочентъ бралъ; проченты эти откладывалъ врось. На проценты соборъ отстроилъ. Просить владыку преосвяшшеннова: „Пожалуйте мне соборъ осветить". — Владыко преосвяшшенной спросилъ его: „На какую суйму отстроилъ?" — „На проценты", говоритъ.

Приказалъ ему владыко преосвяшшенной гробъ отстроить, гробничю вызолотить. — И проситъ опеть [попъ] владыку преосвяшшеннова соборъ осветить. Прiехалъ. Стали освешшать. Попу приказалъ въ гроп лежиччя. Попъ лёк, — делать нечево.

До половины дошли, освешшать стали, — попъ провалился. Гробъ близко кажоччя: вызолочена гробничя; а нихто не спушшаеччя туда.

2. Попадья стала просить владыку преосвяшшеннова: „Нельзя ли какъ по выбору спустить человека какова?" — Холста нашшиватъ; нанела холсъ сшивати.

Поехала искать наёмнова туды. Нашла пьяньчугу; уговариватъ: „Станешь ли ты слушать-то меня?" — „Стану, — говоритъ: — хоть въ воду пошли!“ — Она привезла ево къ норе етой. — „Скрипку давай да вина бочёнокъ!" — Спустился, открылъ гроп: въ гробу уш попа неть.

3. Идетъ онъ, етотъ пьянъчуга. Прокленёнышъ пашотъ. — „Куда, руськёй человекъ, ты?" — „Попа искать". — „На нёмъ — говоритъ: — сама сатана ездитъ, до ушей ротъ розорвало".

„Станутъ тебя редить сатану возить, а ты не редись. Сатану матушкой называй, самъ во скрыпочкю играй; она станетъ плесать. Разгулееччя она, ты фсе струны поръви. И привезутъ тебе десеть возовъ [струнъ], ты не выбирай: „къ моей скрыпке не подходятъ!" А фъсё на тотъ светъ просися".

4. Дала ему сатану храмую. — „Пьяна она больно, такъ подъ бока-те поттыкай побольше: скорее съездишь на тотъ светъ!“ (За струнами онъ просился). — Она ево вывезла. — „Привязывай — говоритъ: — меня!" — А ему больно нужно её привязывать? Она опять въ мурею и скрылась.
 

93. [Старикъ на исповеди].


Старичёкъ былъ, имелъ семь сыновей и семь снохъ. Стесняютъ ихъ суседи больно: „Вы на исповедь не ходите и въ солдаты не отдаитё!"

Стали на колени семь сыновей и семь снохъ передъ него: „Сходи — говоритъ: — на исповедь, батюшко!" — Упросили ево. Онъ съ народомъ нейдётъ, одинъ себе идетъ, по воде-то какъ по льду.

Въ церковь приходитъ, поисповедался. Стали прiобшять, онъ протчихъ видитъ: недостойны которы — нечисты духи подсовываютъ ему то шлячёкъ, то нечистоту какую-небудь. Онъ надъ етимъ улыбнулся толькё.

Прiобшился. Выходитъ на улицу, вобратно пошолъ потому жо следу. По верёвокъ ужъ въ воде! — Вотъ говоримъ: грехи отпусти, а у насъ прибываетъ ихъ ошшо.
 

94. [Пустынникъ и дьяволъ].


Былъ келешикъ. Нечистые духи просили у нево места. Онъ не даётъ места. — „Пусти хоть колъ вколотйть". — Онъ не мок отъ нихъ отбарабаччя', вколотили оне колъ.

Келейшыкъ вышолъ рас не благословёсь, видитъ: на горе кузничя, старыхъ на молодыхъ переделываютъ. Просиччя у нихъ, переделать и ево. — „Не крестйсь!" говоритъ (въ горн’отъ ево клась-то начали). — Онъ перекрестился, — одинъ колъ остался.
 

95. [Добродетельный старикъ|.


Былъ старичёкъ. Наслыхался етотъ старичекъ добродетель делати. Кажно утро радеетъ ето дело, добродетель делати. И вного время едакъ испроводитъ ужо.

Нашолся беднячёкъ. Приходитъ: „Дай, дедушко, денежокъ мне". — „Ну, што, надо давать“. — Далъ. Онъ опять приходитъ: „Я только местичко роспряталъ“„Разъ давалъ, дакъ надо давать".

[Еще приходитъ]. „Я — говоритъ: — только срубчи срубилъ. На выделку дай денежокъ ешшо“. — Всё даётъ. — „Зачалъ давать, дакъ надо давать".

Выделалъ [домъ]. — „Дедушко, подёмъ-ко домикъ смотрить! Подёмъ-ко, подёмъ!" говоритъ. — Господь испыталъ ево. Тело-то оставилъ, Господь душу повёлъ. Оказались въ царъстве Божiемъ — „Можно ли, дедушко, жить-то?“
 

Ещё сказки Нолинского уезда:
Сказки, рассказанные Е.Ф.Пуртовым
Сказки, записанные М.А.Колосовым
Сказки, записанные В.Покровским
Сказки Е.М. Климовой


Категория: Проза нолинчан | Добавил: nolya66 (14.08.2017)
Просмотров: 149 | Теги: сказки
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пользователь
Добрый день: Гость

Группа: Гости
Вы с нами: дней
Случайное фото
Случайная статья
Александр Чупраков. Отчего наполняются светом глаза…
Просмотров: 747

Василий Субботин. Рассказы
Просмотров: 271

Архитектура Нолинска
Просмотров: 1325

Новое на форуме
Спектакль "Мюнхгаузен" кировского Театра на Спасской (видео)
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 01.10.2017
Ответов: 0
Москва и Питер Нолинского района
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 20.09.2017
Ответов: 0
Э.Штина (училась в Нолинске) в книге Почетные гр-не Кирова
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 14.09.2017
Ответов: 0
Поэзия нолинчан
Стихи Минченковой Г.
Просмотров: 935

Стихи Субботина В.Е.
Просмотров: 1021

Стихи Чупракова А.И.
Просмотров: 1469

Поговорки
Погода в Нолинске

влажность:

давл.:

ветер:

Нолинск автовокзал

При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! Copyright MyCorp © 2017