Вторник, 17.10.2017, 05:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Из прошлого [86]
Культура [31]
Известные люди [55]
Поэзия [67]
Художники [10]
Проза нолинчан [26]
Публицистика [10]
Песни нолинчан [6]
Новые материалы
Экспозиции Нолинского краеведческого музея вчера и сегодня
Дата: 14.10.2017

Письмо из Нолинска в Кремль: о чём писал сыну отец Молотова
Дата: 08.10.2017

Туснолобов С.С. - Полный кавалер ордена Славы
Дата: 07.10.2017

Как отставной солдат Губин перешел в иудейскую веру
Дата: 07.10.2017

Малков Ф.М. - учитель, краевед, писатель
Дата: 30.09.2017

Богоявленская церковь. Село Татаурово
Дата: 28.09.2017

Легендарное здание в г. Нолинске
Дата: 28.09.2017

Соседи
Муниципальное образование Нолинский район Кировской области
НКО Фонд
Сельская новь
Нолинский краеведческий музей
Нолинская централизованная библиотечная система
Интересные сайты
Николай Левашов «О Сущности, Разуме и многом другом...» РуАН – Русское Агентство Новостей Новости Русского Мира Новости «Три тройки»
Поиск
Статистика
Главная » Статьи » Проза нолинчан

Очерк из книги Путинцева В.С. "Нолинские чудаки"

ЛЕВ КАРДАШИН

 
В кружках изобразительного искусства и литературного творчества, которыми я руководил, начиная работать в школе, Кардашин не был ярче делавшего успехи в рисунке Ариса Сидоркина и в писании стихов Виктора Беляева, Елены Бабун. Но он хорошо запомнился цепким взглядом внимательных глаз. Чувствовалось, что юноша, как губка, впитывает все. Это как-то не вязалось со слухами, что он - ершистый забияка, драчун, хулиган. Росший без отца, Лев был невысок ростом, худ, неважно одет. Но в нем было обострено чувство собственного достоинства, он не хотел ни в чем уступать никому. Вот и на школьных соревнованиях по лыжным гонкам, выйдя на старт не в ботинках - их у него не было, - а в больших серых подшитых валенках, не в ярком спортивном свитере, а в повседневном, видавшем виды пиджаке, он бросил вызов признанным фаворитам: не бежал, а летел по лыжне - работал яростно, не жалея себя, и оказался в числе призеров.

Так же упорно боролся Лев за достижение поставленной перед собой цели - стать студентом факультета журналистики МГУ. Известно, что это сложнее, чем верблюда протащить сквозь игольное ушко. Для допуска к экзаменам необходимы были справки о рабочем стаже, и Кардашин работает на целине, в шахте, администратором в театре. В конце концов успешно штурмует, казалось бы, неприступную крепость.

И вот он репортер Краснодарского краевого радио. Лев вездесущ, быстр, расторопен. У него острый глаз и "острые зубы". Он покоряет одну творческую высоту за другой: берет интервью у простых людей и "сильных мира сего", пишет стихи, в том числе песни о знаменитом пионерском лагере "Артек", которые местные композиторы кладут на музыку, собирает материал и создает текст для книги о Краснодаре, издает повесть для детей "Отчего рис белый?".

Приехав в родной Нолинск на встречу школьных друзей, разыскивает меня и делится замыслом написать большой роман в стихах с фантастическим, захватывающим, открывающим прекрасные возможности для характеристики и оценки нашей эпохи сюжетом: опираясь на достижения науки, наши ученые оживляют Ленина, и он едет по России, желая увидеть, осуществлено ли задуманное им, все ли в ней так, как ему мечталось. Замысел показался мне чрезвычайно интересным. Я сказал Льву об этом.

Прошло около трех десятков лет, и вот я держу в руках книгу с дарственной надписью Льва: "Комиссару детства моего".

Все в этой книге чудно, необычно, начиная со слов на обложке: "Русские инопланетяне" и, чуть пониже, - "Роман в стихах". Смотрю: сколько страниц? Более трехсот. Шрифт убористый. На последней странице, среди данных о романе, обозначено:

Книга первая.
ИХ ОБОБРАЛИ. ЭКАЯ БЕДА?

Значит, будет еще второй том! Ничего себе! Во много-много раз объемистее "Евгения Онегина"!

Конечно, объем литературного произведения не определяет его ценности. Надо врубиться в содержание.

Врубаемся. Аннотация характеризует книгу как "апокрифический бурлеск о великом походе жителей страны Советов..." произведение редкого жанра. Тем более сегодня неожиданного для читателя. Лирический эпос. В его основе - крупнейшее национально-историческое явление в судьбе советского народа и государства. Эпическое событие: пала грозная в боях, не обнажив мечей, держава.

Действие охватывает жизнь и коллизии страны Советов и правящей в ней партии от дней помпезных до крушения. Читатель застает героев в поиске причин, погубивших её, и тезисов возрождения.

Через роль и участь общественной, научной и личной творческой мысли в советскую эпоху, через исповедь коммуниста, людские характеры, быт и нравы, мировоззренческие привязанности человека выясняется с новой стороны взгляд на то, почему именно так случилось с уникальной страной. Не истины понять так трудно, как заблуждения понять".

Только человек с чудинкой, с редкой способностью к иронии над собой и соотечественниками, которых он любит, говоря словами Щедрина, "до боли сердечной", мог сказать о россиянах, ставших жертвами "перестройки": "Их обобрали: экая беда?"

Только поэт, с "лица необщим выраженьем", мог назвать вступление к своему произведению "Рекламной калиткой" и написать:

 
Не думайте,
что слишком фантастична
та песнь, что предлагаю вам с приветом!
В ней эпос есть, она и драматична,
И лирика цветет в ней пышным цветом.

Чем вам не Гейне?"
С прямотой пушкинского юродивого и шолоховского острослова Щукаря высказывает Лев то, что чувствует и думает; дает "отлуп" негативным разрушительным силам современности:
 
Русь ликвидируют в Кремле?...
 
.. .Народ наш объегорить просто -
Сам объегориваться рад!
 
Скандал! Какой большой скандал!
Народ свою державу сдал!
 
Поэту невыносимо больно, и он кричит: "Душа в осаде!"... Перестройку называет "всероссийским шмоном"... "Страна уже в исподнем!", "Аж сперли хлебный сноп с герба!"
Пронзительны его ассоциации с произведениями Гомера, Маяковского, Блока, Есенина, Твардовского. Вот одна из этих ассоциаций:

 
Ноги б с горя не носили!
Где свои, где чьи края?
Где тот фронт и где Россия?
По какой рубеж своя?
Как в бою удачи мало
и дела нехороши,
виноватого, бывало,
там попробуй поищи.
Там... А тут?!
Сплошная рана...
От нашествия войной!
От Москвы до всех окраин
в оккупации сплошной!

Кардашин проводит аналогию: разорение России сравнивает с "подлянкой разоренья Трои". Цитируя обращение Блока к России
 
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу,
Лев заключает:
Блок не Чумак, не Кашпировский,
Но установку дал навек:
И вот... обманут бендеровски
Простой советский человек.

Картина его великого земляка Виктора Васнецова "Три богатыря" вызывает у него неожиданную оценку. Он обращается к героям картины:
 
Богатыри - не вы!... Сидите...
Застава!... Только пофорсить!
Обули нас враги... Не бдите!
Контрактнички родной Руси!

Щедринский кровоточащий сарказм этих строк жжет, зовет к действию.

Процитированные стихи взяты лишь с первых двадцати страниц книги Кардашина. Она "зацепляет" и античность, и средневековье, и новейшую историю, вершины человеческой мысли от древних времен до наших дней.

Поэт обращается к опыту человечества, вспоминает уроки прошлого, которые мы забыли, но которые забывать нельзя, цитирует на латинском языке и поясняет пережившие века афоризмы мудрейших из древних римлян, подчеркивает злободневность заветов безвестного, но бессмертного автора "Слова о полку Игореве", выводов о грабительской сути и обреченности капитализма, сделанных автором "Капитала" Марксом, гениальность слов и дел его учеников - Ленина и Сталина, бездарность и преступность "комрасстриг" Горбачева, Ельцина и их последователей.

И все это рядом с детальными зарисовками жизни и быта простого человека, нашего современника. В результате перед нами энциклопедия эпохи.
Чего только нет в огромном поэтическом кургане Кардашина!

Вспоминаю свою эпиграмму студенческой поры:

 
Петух искал жемчужное зерно
В творениях упорного поэта.
Не удавалось бедной птице это:
В навозе, да не в том, знать, спрятано оно.

В навезенном упорным Кардашиным калейдоскопическом многообразии и мозаичной пестроте всего на свете не одно, а огромное количество "жемчужных зерен": глубоких и смелых мыслей, мощно выраженной любви к своей многострадальной России и ненависти к виновникам ее бедствий. Не сразу привыкнув к совершенно непричесанному стилю Кардашина, начинаешь понимать: автор и не старается быть "причесанным" - это его характер, его "чудинка", это взятый им на вооружение бурлеск, - смешение высокого и низкого, трагического и комического. Отсюда - и частое употребление междометий, встречающихся постоянно в бытовом, разговорном языке: ну, йех, и др., а также уличных и сленговых слов.

Немногим поэтам под силу создавать новые слова (неологизмы). Кардашин обладает этой редкой творческой способностью. Приватизацию он называет "пиратизацией". О Герберте Уэллсе, написавшем книгу "Россия во мгле", говорит, что он "мглит" о России. Неологизмы позволяют Льву добиваться предельной краткости в выражении мысли: СТИХОНЕСПРОС в стране поэтов и стихов". Подобных примеров можно привести множество: "охотить зверя , мюнхаузишь", "кичнашествие", "телехилость" и другие.

"Краткость - сестра таланта", - утверждал Чехов. Главные идеи романа Кардашин сжимает в чеканные афоризмы: «Поэты - вечно женихи! Поэзия для них - невеста!». "Порос крапивою Парнас... Стал нынче бомжем Аполлон". "Ай, начальников в России больше, чем слепней в степи", "Коммунист - это строй души. Он лично может беспартийным быть. "Есть в человеке, есть порок невызревшей души - не может выйти за порог корысти", "Весь же век двадцатый бились двое... Совесть и Корысть", "Эпоха гласности настала, во всем прогресс - но между тем блажен, кто рассуждает мало и кто не думает совсем", "В стране-читальне стихокризис! Стиходефолт", "Поэта сердцу нет закона". "Не капитал ограбили - людей, талантливость украли у народа"…

Продолжать можно долго. Афористически отчеканенные мысли, однако, чудно перемежаются с небрежно оформленными фразами. Еще удивительнее отсутствие сюжета в романе, который назван эпическим. Он от начала до конца набор главок, связанных между собой лишь образом автора, беседующего с читателями или самим собой. У каждой из них заглавия, одно необычнее другого: "Разрешите войти наемнику капитала", "Прудону пардон", "Счастье в карантине", "Шиномонтаж в неглиже", "Капитал, капитал, улыбнитесь!", "Умышленный марксист" и т.д. Чудит Кардашин и с рифмами - полнозвучные рифмы чередует с имеющими едва уловимое созвучие: Орфей - нефть, ретро - утварь, Парнасе - сносях.
Ну и слух у Льва!

"Ты не Пушкин", - приводит в свой адрес революционер рифмы слова жены. Согласимся с ней: ее муж, действительно, не Александр Пушкин - но он - Лев Кардашин.
 

Категория: Проза нолинчан | Добавил: nolya66 (28.11.2015)
Просмотров: 808 | Теги: Путинцев, проза
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пользователь
Добрый день: Гость

Группа: Гости
Вы с нами: дней
Случайное фото
Случайная статья
Василий Субботин. Рассказы
Просмотров: 271

Нолинская матрёшка.
Просмотров: 1614

Благотворительность купцов Нолинска. Пожарное депо.
Просмотров: 509

Новое на форуме
Спектакль "Мюнхгаузен" кировского Театра на Спасской (видео)
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 01.10.2017
Ответов: 0
Москва и Питер Нолинского района
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 20.09.2017
Ответов: 0
Э.Штина (училась в Нолинске) в книге Почетные гр-не Кирова
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 14.09.2017
Ответов: 0
Поэзия нолинчан
Татьяна Куимова. "У Нолинска под боком". Стихотворения
Просмотров: 341

Стихи Куимовой Татьяны
Просмотров: 852

Стихи Льва Кардашина
Просмотров: 781

Поговорки
Погода в Нолинске

влажность:

давл.:

ветер:

Нолинск автовокзал

При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! Copyright MyCorp © 2017