Вторник, 22.05.2018, 19:13
Приветствую Вас Гость | RSS
javascript://
Меню сайта
Категории раздела
Из прошлого [85]
Культура [32]
Известные люди [62]
Поэзия [71]
Художники [13]
Проза нолинчан [28]
Публицистика [10]
Песни нолинчан [7]
Годы революции и гражданской войны [7]
Новые материалы
Музыкальные произведения композитора Николая Нолинского (Скрябина)
Дата: 29.04.2018

Отец Иоанн Шерстенников - первый священник села Аркуль
Дата: 23.04.2018

Галерея картин кировского художника Князева А.К.
Дата: 02.04.2018

Художник А.Н.Князев
Дата: 30.03.2018

Немецкий поэт Христиан Моргенштерн в переводах Юрия Куимова
Дата: 27.03.2018

Борьба за хлеб в Нолинском уезде в 1918 году
Дата: 21.03.2018

Сборник клуба "Воскресение" - "Облава". Избранные стихи и проза.
Дата: 18.03.2018

Соседи
Муниципальное образование Нолинский район Кировской области
НКО Фонд
Сельская новь
Нолинский краеведческий музей
Нолинская централизованная библиотечная система
Интересные сайты
Николай Левашов «О Сущности, Разуме и многом другом...» РуАН – Русское Агентство Новостей Новости Русского Мира Новости «Три тройки»
Поиск
Статистика
Главная » Статьи » Проза нолинчан

(
Стр. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

НОСТАЛЬГИЯ?
Воспоминания о детстве.

(Публикуется в сокращении)

У костра воспоминаний греться
Я люблю на склоне тихих дней.
Среброзвонный колокольчик детства
Всё звенит - звенит в душе моей.

Д. Дорохов.

П А М Я Т Ь

В последние годы всё чаще стал замечать, что память одолевает меня. Вроде начинаешь думать о сегодняшних событиях, а память снова и снова уносит в прошлое, в детство. Уносит туда, к делам почти шестидесятилетней давности, и порой события, пережитые в детстве, вспоминаются до мельчайших подробностей, хотя многое стало тускнеть, забываться. Всё-таки прошлое крепко сидит в нас. Другой раз идёшь по улице или по тропинке лесопосадки, собираешь ягоду со смородинного куста или отдыхаешь в бездумном одиночестве, - и вдруг возникает перед тобой зыбкое видение: картина родной деревеньки, опушки так знакомого леса, люди, случаи, казалось, что будто их и не было совсем. Иногда вдруг явится тёплое облако воспоминаний, ласково коснётся сердца мимолётным счастьем.

Как много хранит память, как остро переживаешь сейчас то, что пережил когда-то! Как сохранить нашу память и передать её дальше, своим потомкам? Говорят, в реку невозможно войти дважды. Но в прожитую жизнь человек возвращается - память возвращает нас в детство, и всё, что было, повторяется, и с такой пронзительной отчётливостью, что заново проживаешь моменты, дни, заново волнуешься и лихорадочно обдумываешь свои поступки, забывая, что прошлое не подвластно.

"В детстве у меня не было детства", - эти слова принадлежат А.П. Чехову. Конечно, из-за отношений с отцом детство писателя было совсем не идиллическим. Но я не согласен с этим великим человеком. Детство не бывает тяжёлым и несчастным, в любом случае оно только счастливое и радостное. Считаю, что то, чем человек становится в жизни, что он представляет как личность, в значительной мере предопределено детством. В этом возрасте формируется фундамент души ребёнка, его совести и морали.

У меня детство - самая яркая пора. Всё, что связано с ним, кажется теперь прекрасным. Человека всю жизнь манит это золотое и самое недоступное время. Остаются одни воспоминания, но какие сладкие... Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются теперь ужасными, но представляются теперь в каком-то смягчающем цвете. Впечатления детства хранятся в самой глубине души, в самой дальней глубине памяти и приходят оттуда порой не как воспоминания, а неожиданно, с ощущением вкуса или запаха, зрительно и даже во сне.

Запах навоза и запах парного молока - вот два запаха, которые явственно вплетаются в запахи моего детства: меда, малины, цветущих черёмухи и сирени, горячих оладий и тёплого хлеба, постного льняного масла и горячей печёной картошки, овчины, дедушкиного дымаря для окуривания пчёл и нафталина в бабушкиных сундуках, керосина и дёгтя, земляники и грибов, рябины в цвету, свежей рыбы, речной воды и парного леса после дождя, сельского магазина с гаммой запахов всех товаров в нём, лошадиного пота и сбруи...

Так, запах яблока мне всегда напоминает ту далёкую пору. В нашем холодном крае вырастить яблочко было чрезвычайно трудно. У деда в саду росли две яблоньки, но плодов не было. Как-то в школу женщина из Мельников принесла продать яблоки. Я на перемене сбегал домой, выпросил у бабушки деньги и купил два яблочка, небольшого размера, зеленоватые. Но до сих пор помню запах этих, первых в жизни съеденных мной, яблок. Мы сейчас яблоки едим, как картошку, не думая о вкусе или запахе плода, просто зная, что это яблоко. Но сколько бы я не ел их, сначала понаслаждаюсь запахом, надышусь. Я не помню вкус тех первых, но запах их, аромат навсегда застрял где-то в каналах моего носа, в моей памяти, с ним я ухожу в детство.

Как-то я убирал у коз навоз и специально позвал в хлев внука Диму. Парень зажал пальцами нос и спрашивает:

- Дед, как ты тут дышишь?

Для него запах навоза хуже всякого отравляющего вещества. Он, городской житель, не в состоянии понять, что для деда этот запах не хуже французских "Шанелей" и даже превосходит их своей силой, своей особенностью, специфичностью. Это аромат моего детства, с ним я возвращаюсь в далёкую пору, на пятьдесят - шестьдесят лет назад. Наведываясь в деревню, я всегда ходил на колхозный конный двор, чтобы вновь прочувствовать этот своеобразный, невероятно сильный запах детства.

В детстве всё было другим: и воздух чище, и краски ярче, и Парфёновская гора круче, и Батькин омут глубже... А какой длинной была наша улица и таким огромным здание сельсовета! И вдруг при встрече улица оказалась всего-то в полуверсту, а сельский совет всего- то в четыре окна...

Не так много было радости у нас, детей военного времени, не много праздников, но тем глубже они вошли в нашу память, стали некоторыми вехами в жизни. Конец войны стал одним из таких событий. Я спал на полу (не помню, почему на полу, ведь наши постели были на полатях) и вдруг слышу необычный шум в избе, о чём-то громко говорят и плачут. Конец войне! И плач радости - значит, не будет больше смертей, улучшится жизнь, будет меньше слёз. И плач горя - уже не вернутся домой наши родные: мои отец и двоюродный брат Лёня. Плач несбывшихся надежд, когда несмотря на извещения о гибели, человек оставался живым. День Победы! Какие неимоверно трудные дороги вели к ней, сколько было утрат, сколько пролито пота, слёз и крови!

А разве не важнейшим событием было окончание школы! Мы получили неполное среднее образование, стали почти взрослыми, хозяевами собственных решений выбирать себе дальнейшую дорогу в жизни (так нам казалось), - такими взрослыми мы считали себя. Думаю, что характер человека закладывается только в детские годы и зависит от окружения его родных, воспитателей, от места, где родился и жил. Мне повезло, что я почти десять лет жил с такими людьми, как дедушка Семён Александрович, бабушка Агафья Семёновна и тётя Анна Семёновна. Мне повезло, что я родился деревенским и в такой удивительной земле, как Вятская. Сочетание этих качеств сделало меня человеком. Не умаляю заслуги и матери Ворончихиной Александры Семёновны, она закрепила лучшие черты моего характера своим безупречным образом жизни.

Но время несётся без остановок. И жизнь оказалась не такой простой и не такой беспрепятственной. И масса проблем и сложностей. Как сказал в фильме устами своего героя Леонов, что жизнь – это сплошная дорога, колдобина на колдобине, а ехать надо. Основная дорога мною проехана, и на её колдобинах, думаю, я сумел не растрясти себя. И многое выходило совсем не так, как хотелось или мечталось. Хотя у каждого свои проблемы, своя дума, своя забота на душе, как говорят, что у кого-то жемчуг мелкий, а у кого-то – мелкая картошка. Разные возможности, разные заботы. Но всё чаще вспоминается детство, иногда с доброй радостью, иногда с лёгкой щемящей болью. Но я понимаю, что время не вернуть… Да и стоит ли?
 

ОТКУДА ПОШЛА И ЕСТЬ В Я Т С К А Я  З Е М Л Я

Вятская земля! Родина моя! Милый сердцу край! Он не избалован громкой славой. О нём не написано больших романов и поэм. Но он всё равно прекрасен своей неповторимой природой, чудесными людьми и богатым прошлым.

Историк Костомаров о Вятке писал так: "Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли её". Он имел в виду начало этой земли. Известен рассказ, легенда о том, что первыми славянскими поселенцами здесь были новгородские ушкуйники, прибывшие сюда по Волге и Каме в 1147 г. Ушкуйниками назывались вооружённые дружины, которые снаряжались новгородскими купцами и боярами для захвата новых земель на Севере и торговых путей по Волге и Каме. Но новгородцы уже застали там укреплённые городки, в том числе, и самый большой, названный Болванским, где было капище местного населения первых русских пришельцев, которые могли оказаться потомками славянского племени вятичей, ранее населявших обширную территорию в бассейне рек Угра, Москва, Ока. Не исключено, что вятические первопроходцы, не желавшие принимать христианство, некогда ушли на северо-восток подальше от киевских князей, где-то переправились через Волгу и первую большую реку за ней, которую назвали в честь своего древнего племени именем Вятка. Возможно, что многие вятичи бежали сюда во время княжеских междуусобиц в средине 50-х годов Х11 века, когда князь Святослав Ольгович в союзе с многотысячными отрядами половцев двинулся завоёвывать их земли, принадлежащие Юрию Долгорукому. Покорив племена вотяков, черемисов и чуди, русские люди начали заселять берега Вятки, ставя починки, деревни, погосты (так назывались небольшие крепости для сбора дани).

Но более широкий размах русская колонизация приняла после нашествия монголо-татар, когда русские устремились в таёжные дебри, чтобы избежать насилия и разорения. Русские расселялись на свободных землях по-соседству с местными племенами. Но значительная часть аборигенов под давлением славян постепенно отходила на север и восток.

Быстро росли города. Уже в 1374 г. Вятка была крупным городом, в котором отряд ушкуйников насчитывал более тысячи человек. Управление здесь было новгородское демократическое, выборное. Вятская земля стала слыть краем свободным и честным, независимым от княжеских податей. Молва пошла гулять по русским княжествам, и обиженные, угнетённые стали бежать сюда. Так что, народ здесь собрался вольный, норовистый, а порой и разбойный.

Великому Новгороду стала не по нутру независимость Вятки. Властвуя над всем Севером, Новгород того же хотел и над вятскими землями, тем более, считая, что завоевали Вятку новгородцы. Великие князья Московские так же негодовали на вятичей, как на непослушных сыновей. Но, несмотря ни на что, "... к концу четырнадцатого века вятские республиканцы до того уже расширили пределы своих владений и до того окрепли в воинском быту, что соседние с ними Кострома, Устюг, Новгородские, Двинские поселения и даже в значительной степени относительно их сильные Булгары со страхом и завистью взирали на них, как на новых Норманов " /Н. Карамзин/.

Вятка счастливо пересидела в лесах нашествия Батыя и Мамая, но, якобы, хан Тохтамыш решил отомстить Вятке за участие в Куликовской битве. После сожжения им Москвы и других русских городов Тохтамыш поручил царевичу Бектуту уничтожить Вятку. Город был сожжён, множество людей погибло в муках и уведено в рабство. Но как только миновала эта страшная гроза, разбредшиеся по лесам республиканцы, непривычные безнаказанно сносить обиды, снова собрались на пепелищах своих городов и решили во что бы то ни стало отомстить за посрамление земли своей. Налёт Бектута был в 1391 году. И в этом же году вятичи, собрав большое войско, спустились по Вятке и Каме и разорили города Казань и Жукотин. Следствием этого было то, что татары вторично прибыли на Вятку и Вятская республика, бывшая до сих пор грозою и самостоятельной, сделалась татарской данницей. Это было уже как бы предвестием скорого падения республики.

Примерно, в 1378 г. Вятская земля формально стала вотчиной Суздальско - Нижегородского князя Дмитрия Константиновича, наследники которого вели борьбу за наследство. В эту борьбу была втянута и Вятка. Междуусобица закончилась тем, что сыновьям Семёну и Василию Кердяпе досталась только Вятская земля, куда они переехали в 1401 г. Но вскоре оба князя умерли и Великий князь Василий-I, сын Дмитрия Донского, присоединил Вятскую землю к Москве и передал её в удел брату Юрию Дмитриевичу, владевшему Галицким княжеством. Сыновья Семёна и Василия Кердяпы пытались вести борьбу, но Юрий изгнал их из Вятки и для управления краем прислал своего наместника. Но местное самоуправление сохранилось. По-прежнему на местах делами ведали выборные лица: воеводы, ватаманы, старосты.

В 1409г. Василий-I предпринял удар на Волжскую Булгарию со стороны Вятки в ответ на набег на Москву золотоордынского хана Едигея. Вятский полк воеводы Анфима Никитина спустился по Вятке и подступил к городу Булгару (Казани), но был разбит татарами, а воевода попал в плен.

После смерти Великого князя Василия-I в 1425 г. феодальный государь Вятки князь Юрий Дмитриевич и его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка сделали попытку захватить Москву и отобрать великокняжеский престол у нового князя Василия Васильевича, что привело к большой феодальной войне, длившейся двадцать лет. Но вятские оппозиционеры потерпели поражение. После смерти отца Юрия Дмитриевича и брата Василия Косого князь Дмитрий Шемяка в 1453 г. погиб. Остатки разбитых сторонников автономии укрылись на Вятке и продолжали борьбу, укрепившись в новом кремле на берегу речки Хлыновцы. С тех пор город Вятка стал называться Хлыновом.

В 1457 г. Великий князь Василий Второй Васильевич послал московский полк, чтобы сломить сопротивление непокорной Вятки, но новые стены кремля надёжно защитили город. В 1459 г. Василий Второй вновь отправил большое войско, которое подступило к Хлынову. Осада затянулась. Хлыновцы стали испытывать голод и решили сложить оружие. Они признали власть Москвы. Вятская земля непосредственно в о ш л а в состав Московского государства. В 1468 г. вятские полки участвовали в походе войск Ивана Третьего на Казанское ханство, отделившееся в 1436 г. от Золотой Орды и утвердившееся на территории бывшей Волжской Булгарии. В ответ казанский хан Ибрагим совершил набег на Вятку и разгромил города и сёла.

В 1471г, когда золотоордынский хан Ахмат готовил большой поход на Москву, а войска Ивана Третьего были заняты борьбой с Новгородской республикой, вятский воевода Константин Юрьев совершил по Вятке, Каме и Волге смелый поход на столицу Золотой Орды город Сарай. Застигнув татар врасплох, вятичи ворвались в город, подвергли его разгрому и, захватив огромную добычу, благополучно вернулись на Вятку. Хану пришлось отменить намеченный набег на Москву.

Вятка содействовала и наступлению Москвы в Предуралье. В 1467 году отряд вятичей совершил поход на вогульское (манси) княжество и разгромил дружину князя Асыки, захватив самого князя в плен. Вятская земля была уже настолько населённой, богатой и сильной, что могла самостоятельно отражать набеги татар. В 1478 г. хан Ибрагим сделал попытку овладеть Вяткой, но вятичи отстояли свои города Орлов, Котельнич, Хлынов.

Усиление Вятки вскружило головы вятичей. Они задумали выйти из-под власти Москвы. В 1485 г. отказались принять участие в походе на Казань, проведённом Иваном Третьим. Чтобы принудить к повиновению, Иван Третий послал на Вятку сильный отряд, но московское войско не могло взять укрепления Хлынова и вернулось назад. Вятские бояре изгнали великокняжеского наместника и объявили Вятку независимой. Чтобы вразумить вятичей, митрополит Геронтий прислал на Вятку увещевательные грамоты, угрожая всевозможными церковными карами. Но и после хлыновцы знать не хотели Москвы: пользуясь отдалённостью своего края, они вели свои дела по-своему, не слушая митрополита и не справляясь ни с какими уставами и чиноположениями. Грамоты и угрозы митрополита не возымели желаемого результата, духовные чада его не хотели царских воевод, уклонялись от платежей податей, управлялись выборными, судили самосудом, московским законам не подчинялись. В 1489 г. Иван Третий решил покончить с сопротивлением вятичей и направил сюда 64-х тысячный отряд. В июле московские войска овладели Котельничем и Орловом, а в августе подступили к Хлынову. Когда великокняжеские войска стали готовиться к штурму, подвозить смолу и бересту, чтобы поджечь деревянные стены города, вятские бояре признали власть Ивана Третьего и выдали своих главарей Пахомия Лазарева, Ивана Аникеева и Павла Богодагощикова. Тогда, в 1489 г, Вятская земля была окончательно присоединена к Русскому государству. На Вятку прибыл великокняжеский наместник. Так, с присоединением Вятской земли з а к о н ч и л о с ь объединение русских земель в единое Русское государство.

С ХVII столетия в вятских лесах стали появляться новые насельники. Остатки вольницы, что во времена самозванцев и лихолетия разбоем и грабежами исходили Русскую землю вдоль и поперёк, находили здесь места безопасные, укрывавшие удальцов от припасённых кнутов и виселиц, беглые холопы, крестьяне, не смогшие примириться с только что возникшим крепостным правом, отягощённые оброками и податями частные люди, лишённые промыслов посадские люди, беглые солдаты от рекрутретчины и иные ратные люди ненавистного им иноземного строя, бежавшие от никонианских реформ и преследуемые властями раскольники, - всё это валом валило на Вятку и ставило свои починки, заимки и скиты по местам, где до того времени русский человек ноги не прокладывал.

Пограничное положение Вятского края привело к тому, что вятичам пришлось принимать самое активное участие в борьбе с татарами. В 1542 г. они разгромили под Котельничем татарские войска, совершившие очередной набег. В 1545 г. воевода князь Василий Серебряный с вятской ратью прорвался под Казань. В 1552 г. близ устья Вятки вятский воевода разбил татарский отряд Улан-Кошана. После окончательного покорения Москвой Казанского ханства в 1552 г. войны на территории Вятской земли прекратились.

ХIХ век. Русские люди успешно осваивают просторы Сибири и Дальнего Востока. И здесь не обходится без потомков бывших ушкуйников – новгородцев, которые, не выдержав тяжелейших податей и поборов царских наместников, тоже устремляются в дальние края в поисках лучшей доли. На картах российского Востока появляются вятские термины. Так, например, на месте нынешнего Комсомольска-на-Амуре было большое и богатое село “Вятское”, жители которого успешно осваивали богатства Приамурья, занимаясь рыболовством, охотой, собирательством лекарственных растений, торгуя с китайцами и маньжурами, мирно уживаясь с аборигенами края орочами, удегейцами…

Летом 1812 г. в дни тяжёлых испытаний Отечественной войны началось формирование народного ополчения, которое вместе с другими русскими отрядами приняло активное участие в битвах под Дрезденом, Магдебургом, под Глотау, пройдя огромный путь от Вятки до Гамбурга.

В годы Крымской войны 1853-1856 г. в Вятской губернии формировалось народное ополчение, начальником которого был назначен генерал П.А.Ланской, прибывший в Вятку вместе с женой Н.Н.Ланской, вдовой великого русского поэта А.С.Пушкина. Но война подходила к концу, и вятское ополчение по пути в район боевых действий было остановлено и распущено по домам.

Революция. Гражданская война. Летом и осенью 1918 г. главным фронтом Советской России был Восточный. От Вятской губернии во многом зависела и защита Котласа, где были сосредоточены боеприпасы Красной Армии. Колчак через Пермь и Вятку рвался на Вологду, чтобы соединиться с английскими интервентами, высадившимися в Архангельске. Пермь под напором белогвардейцев пала. Удержать Вятку во что бы то ни стало - такова была поставлена задача перед Особой Вятской стрелковой дивизией, начальником которой был талантливый народный полководец В.М.Азин. А начальником Вятско - Слободского укрепрайона был назначен Блюхер. Колчаковцы были остановлены у порога города. Рухнули планы соединения сил восточной и северной контрреволюции. В суровую пору Великой Отечественной войны около полумиллиона моих земляков защищали Родину и почти каждый второй из них погиб. За ратный путь и боевые подвиги свыше двухсот воинов удостоены звания Героя Советского Союза, более тридцати стали полными кавалерами Орденов Славы. Вятская земля дала выдающихся полководцев И.С.Конева, Л.А.Говорова, С.Л.Соколова, К.А.Вершинина, Ф.Я.Фалалеева.

Закабаление крестьян, ремесленников, угнетение национальных меньшинств, злоупотребления представителей власти, непомерные налоги, - всё это приводило к обострению внутреннего положения края.

События польской интервенции и крестьянская война под руководством Болотникова нашли отражения и на Вятке. Осада Москвы силами Лжедимитрия Второго послужила сигналом к массовому восстанию русских, марийских и мордовских крестьян на Вятской земле. В то же время в 16О9 г. для защиты Русского государства на Вятке было сформировано земское ополчение, которое двинулось на соединение с ополчением других городов.

Мощные восстания произошли в Хлынове в 1635 г. и в 1673 г. в Кайгороде. Из крестьянских волнений, связанных с движением Разина, наиболее сильным было Кырчано - Сунское восстание в 1675-76 г. Откликом на восстание Булавина произошло сильное волнение в 17О9 г. в Кайгороде. Особенно сильные волнения развернулись в 1749-59 г. Среди монастырских крестьян против увеличения оброков и всевозможных засилий, вымогательств и злоупотреблений монастырских и гражданских чиновников. Эти волнения захватили и Ситьминскую волость. Активное участие вятичи приняли в крестьянской войне 1773-75 г. Под предводительством Пугачёва. Особенно значительным было восстание в южной части Вятского края, где вёл наступление вождь башкирского народа Салават Юлаев.

Из общей массы крестьян 85% было государственных, около 9% - удельных и только 2% - помещичьих. По числу государственных крестьян Вятская губерния стояла на п е р в о м месте в России, все крестьяне были оброчными, пользовались всей землёй сполна и управлялись миром старостами. Хотя они и не знали помещичьего гнёта, но правовое и материальное положение их было весьма тяжёлым. Земельные наделы крестьян систематически сокращались, повинности возрастали. С 18ОО г. по 186О г. в губернии произошло 76 крупных волнений, носивших массовый характер. Крупным восстанием был "картофельный" бунт в 1842 г. против силового распространения посевов картофеля на землях государственных крестьян в Нолинском уезде. Русские крестьяне неохотно сажали картофель, как некогда и крестьяне всей Европы, считали, что это дрянная пища, не дающая ни сил, ни здоровья. Но русскому правительству то-то и противно, что делается само собой, всё надобно, чтоб делать из-под палки, по указке. Центром движения были деревни Быковская и Таранки. Возглавлял восстание Ефим Калинин. Министр Киселёв прислал из Петербурга чиновника, который хотел дело кончить угрозами и розгами, но мужики схватились за колья, полицейскую команду прогнали. Для подавления бунта был направлен отряд в количестве 3ОО солдат, казаков и офицеров с двумя орудиями. Дело дошло до пушечной картечи и ружейных выстрелов. Мужики оставили дома, рассыпались по лесам, казаки их выгоняли из чащи, как диких зверей: тут их хватали, ковали в цепи и отправляли в военно-судебную комиссию. Следствие пошло обычным русским методом: мужиков секли на допросах, секли в наказание, секли для примера, и целую толпу сослали в Сибирь. В результате подавления Нолинского бунта было убито 12 и ранено 6О человек, многие умерли от ран.

Крестьянские волнения, стачки рабочих в губернии продолжались вплоть до 1917 г. Так, осенью 19О5 г. крестьянское движение охватило 54 волости. Массовый характер приняли самовольные порубки леса, которые прекращались лишь силой крупных отрядов полиции и войск. В 19О6 г. вспыхнуло восстание в Яранском уезде и селе Кай Слободского уезда. В январе 1916 г. крестьяне нескольких деревень в Уржумском уезде отказались платить налоги. Тогда же крестьяне деревни Дурмановской оказали сопротивление лесной страже и полиции при конфискации срубленного ими леса.

Широкий размах в губернии получило движение мобилизованных в армию, находившихся в запасе. Самым крупным из них было выступление 6ООО мобилизованных в Котельниче в 1914 г., которые были недовольны плохой пищей и повышением цен на хлеб и другие продукты. Запасные разгромили в городе магазины, лавки и склады и вступили в схватку с полицией, в результате чего десять человек было убито и двенадцать ранено.

Вятская земля славна не только героическим прошлым. Уже при Борисе Годунове Вятка стала местом ссылки неугодных царю опальных людей. Опасаясь соперничества за власть Романовых, в Вятку были высланы все представители этого рода во главе с Федором Никитичем, отцом будущего царя Михаила Романова, основателя царской династии. С этого времени Вятка становится казематом. В Вятку, как и в Сибирь, ссылают неугодных, осуждённых, протестующих. Через Вятку проходил знаменитый Сибирский тракт, по которому гнали колодников, везли ссыльных декабристов. После двух польских восстаний 3О-х и 6О-х годов девятнадцатого века в Вятке появились целые колонии ссыльно- переселенцев. Только после первого восстания в Польше сюда было сослано более 2ОО человек. Так, за период с 186О г. по 1869 г. в губернии проживало свыше 57О ссыльных.

Вятскую ссылку испытали несколько поколений демократов - революционеров. Герцен, Салтыков-Щедрин, Павленков, Короленко, Стучка, Ян Райнис, Воровский, Бауман, Дзержинский и многие другие были высланы в этот северный суровый край за свои революционные взгляды.

В годы Советской власти сотни тысяч людей прошли через ужасы Вятлага. Хотя после Октябрьской революции каторга и была упразднена, масштабы карательной политики Сталина поражают. В деревне не знали о таких массовых репрессиях, хотя и в нашей родне оказались где-то в лагерях пропавшие без вести. Так, у бабушкиной сестры в деревне Шалаги был арестован муж как враг народа и не вернулся - помню, что все говорили о его невиновности. Был арестован муж дедушкиной сестры Афанасьи в Нолинске, начальник НКВД. Дед обвинял сестру в том, что мужа посадила она - у сестры был скверный характер, за что дед в открытой форме не любил её. Но, вернее всего, он как начальник НКВД попал под ту акцию, когда новый руководитель НКВД Ежов по указанию Сталина ликвидировал бывшего народного комиссара НКВД Ягоду вместе со всем аппаратом вплоть до руководства НКВД районного масштаба.

Я люблю сидеть над картой Кировской области. Всё так на ней знакомо! Жаль, что на ней не показаны ни моя деревня, ни моя речка Ситьма!

Не много на карте названий, с которыми наиболее близко я был знаком в детские годы. Вот Аркуль, здесь затон, в котором отстаивались пароходы в зимнее время, и там работал матросом Шабалин Виктор, родственник моего друга Анатолия. В Медведок на элеватор увозили всё колхозное зерно. Про Советск, бывшую Кукарку, много рассказывал дед. А Кильмезь для колхозников была "каторгой", куда ежегодно их отправляли на лесоразработки. В Уржуме родился Серёжа Костриков, будуший революционер и выдающийся советский и государственный деятель С.М.Киров, о нём я ещё в школе читал книгу "Мальчик из Уржума". Татаурово ассоциируется с нищими, почему-то все нищие, появляющиеся в нашей деревне, были из этого района.

Слово "Вятка" означает не только реку, но и географический регион, как, например, Сибирь, Урал, Дальний Восток. И всем лучшим, что связано с этим словом, я безмерно горжусь, особенно, моими земляками.

Величайший гений русской и мировой музыки П.И.Чайковский - наш (тогда Елабуга входила в состав Вятской губернии). И Ф.И.Шаляпин - тоже наш, вятский, из Вожгалов. Зная об этом и проезжая по тракту Киров - Нолинск, я видел дорожный указатель со стрелкой "Вожгалы". И я вспоминал двух человек: Шаляпина и председателя вожгальского колхоза "Красный Октябрь" дважды Героя Социалистического труда Прозорова. Шаляпин и "Блоха" - неразрывная ассоциация. Прозоров и ... О Прозорове я слышал ещё мальчишкой, в газете "Кировская правда" о нем писали много. Казалось, что в его колхозе рай: и урожаи в несколько раз больше, и коровы молока дают тоннами, и детские ясли с садиками, о которых я тогда и представления не имел, и даже свой пионерский лагерь... Всё правильно, всё это было в "Красном Октябре", заслуги Прозорова велики.

Но в 1961 г. в автобусе со мной ехали три женщины из этого колхоза. Узнав, что они из "Красного Октября", я поинтересовался их жизнью, о Прозорове. В ответ попутчицы замахали руками, дескать, лучше не спрашивать. Оказывается, при очередной хрущёвской кампании освободить колхозников от домашнего хозяйства, чтобы больше сил и энергии отдавать общественному, Прозоров изъял у крестьян коров, а молоко по 1,5 л. на душу выдавал с колхозной фермы. А это значит, нет ни сметанки, ни творожка, ни сливочек, ни маслица... И вообще, очень нелестно мои попутчицы отзывались о своём председателе. С этого времени, проезжая мимо поворота дороги на Вожгалы, я всегда вспоминал тех женщин и их председателя, новатора, рационализатора, Героя.

Когда вижу по телевизору моего земляка Александра Ведерникова, вспоминаю статью в газете, где было написано о том, что когда поёт Ведерников, то слышно за десятки вёрст, как в старые времена был слышен церковный колокол.

Среди десятков писателей, поэтов - моих земляков, создавших романы, оды, поэмы, особенно выделяется потомок участника польского восстания, сосланного в Вятку, выдающийся писатель Александр Гриневский (Грин), великий романтик и мечтатель, автор "Алых парусов".

Ефим Иванович Костров, первый переводчик с древнегреческого на русский язык "Илиады" Гомера, был известен всей России. А его перевод Апулея оставался единственным до начала ХХ века.

Талантливый поэт Николай Заболотский свои вятские впечатления детства и юности пронёс в своих стихах до смерти не забытыми, дорогими.

Всеобщей известностью в России пользовалась вятская писательница, героиня Отечественной войны 1812 г. Надежда Андреевна Дурова. Она написала книгу о своей боевой службе в армии под заглавием "Кавалерист-девица". Пушкин признал у автора литературный талант и всемерно поощрял её к занятиям литературой. "Записки Александрова (Дуровой)", романтические повести "Ярчук", "Угол", "Клад" и другие получили известность. Белинский высоко ценил творчество Дуровой.

Стихи талантливого крестьянского поэта уроженца Вятской губернии М.Ожегова стали народными песнями.

Создатель замечательной революционной песни "Смело, товарищи, в ногу !" Л.Радин жил и писал в Яранске.

Интенсивную творческую деятельность вёл во время ссылки в Слободском великий латышский поэт Ян Райнис.

Свои выдающиеся произведения создавали на своей родине братья Апполинарий и Виктор Васнецовы, певцы народного эпоса, воскресавшие в своих картинах жизнь ушедших веков. “Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! – писал о Васнецовых Фёдор Шаляпин. – Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом, богатыри…”

Величайший певец русской природы Иван Шишкин, создавший замечательные картины "Утро в сосновом лесу", "Рожь" и другие, тоже наш, вятский. Во всём мире русская природа не случайно ассоциируется с его полотнами. Его картины понятны каждому, независимо от национальности, профессии, возраста и образования.

 

Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Категория: Проза нолинчан | Добавил: Анна (04.02.2018)
Просмотров: 293
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пользователь
Добрый день: Гость

Группа: Гости
Вы с нами: дней
Случайное фото
Случайная статья
Свет и тень усадьбы Злобиных
Просмотров: 735

Блинов Андрей Дмитриевич
Просмотров: 1812

Табачник Дзержинский
Просмотров: 1039

Новое на форуме
Крестный ход в праздничный день Никольской ярмарки
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 21.05.2018
Ответов: 0
Никольская ярмарка в Нолинске.
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 20.05.2018
Ответов: 0
День Победы в Нолинске
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 09.05.2018
Ответов: 0
Поэзия нолинчан
Стихи Чупракова А.И.
Просмотров: 1785

Стихи Минченковой Г.
Просмотров: 1244

Стихи Силантьевой Веры
Просмотров: 996

Поговорки
Погода в Нолинске

влажность:

давл.:

ветер:

Нолинск автовокзал

При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! Copyright MyCorp © 2018