Воскресенье, 26.05.2019, 08:26
Приветствую Вас Гость | RSS
javascript://
Меню сайта
Категории раздела
Из прошлого [89]
Культура [36]
Известные люди [64]
Поэзия [74]
Художники [14]
Проза нолинчан [30]
Публицистика [17]
Песни нолинчан [7]
Годы революции и гражданской войны [8]
Новые материалы
Как в Нолинском уезде дороги строились
Дата: 19.05.2019

Юрий Куимов. Вещь в себе
Дата: 19.05.2019

Художник, поэт А.И.Скорняков
Дата: 12.05.2019

Т. Ведерникова, В. Изместьев.  Вятская земля
Дата: 20.04.2019

Татьяна Куимова. Ландыши
Дата: 15.04.2019

Наши сказки и не только
Дата: 08.04.2019

Алые паруса под музыку Чайковского из Вятки?
Дата: 07.04.2019

Соседи
Муниципальное образование Нолинский район Кировской области
Сельская новь
Нолинский краеведческий музей
Нолинская централизованная библиотечная система
Интересные сайты
Николай Левашов «О Сущности, Разуме и многом другом...» РуАН – Русское Агентство Новостей Новости Русского Мира Новости «Три тройки»
Поиск
Статистика
Главная » Статьи » Из прошлого

Т.И. Ведерникова, В.И.Изместьев 

ВЯТСКАЯ ЗЕМЛЯ: К ИСТОРИИ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ  СУНСКОГО РАЙОНА (отрывок)


В монографии раскрываются основные вехи истории селенных мест Сунского района (с 1781 по июль 1929 года волостное село Суна входило в состав Нолинского уезда) современной Кировской области, начиная с 1650 года, когда Сунская вотчина начала обустраиваться в владениях Вятского Успенского Трифонова монастыря...


ВВЕДЕНИЕ


История села Суны складывалась в контексте истори Вятского края в целом. Ранние процессы освоения русскими людьми Вятского края в XII–XIV веках характеризовались их переселениями из Новгородской, Устюжской, Суздальской и Нижегородской земель. Вятка впервые упоминается в лето писях 1374 года в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию, входившую в состав Золотой Орды. До 1489 года Вятская земля сохраняла некоторую автономию (как и Новгородская республика), во внешнеполитических событиях направляясь московскими властями. В 1489 году в правление Ивана III Вятка окончательно была присоединена к Русскому государству.

В начале и середине XVI века активно осваивались северные районы современной Кировской области. Здесь возникли слобода Верхняя (город Слободской) (1505), город Шестаков (ныне село Шестаково Слободского района) (1546), Кайгород (ныне село Кай Верхнекамского района) (1558).

После ликвидации Казанского и Астраханского ханств значительно усилилась русская колонизация понизовья реки Вятки, вплоть до ее устья. В конце XVI века возникли города-крепости Яранск, Уржум (1584), Царевосанчурск (1585) – современный районный центр Санчурск, Малмыж (1590-е годы), а также слободы Кукарка (ныне город Советск), Трехсвятская (город Елабуга в Татарстане), село Вятские Поляны и др.

В этот же период на Вятской земле активно развивалось монастырское вотчинное землевладение. К концу XVII века на Вятской земле существовало 18 монастырей. В 1580 году игуменом Трифоном был основан первый – Успенский монастырь в городе Хлынове. В 1582 году иеромонах Павел поставил в верховьях Вятки Преображенский монастырь в селе Екатеринине (близ современного города Кирса). В 1592 году старец Гурий основал Холуницкий Троицкий монастырь. В 1599 году иеромонах Иосаф Казанец построил в Слободском Богоявленский монастырь. Одновременно возникли Святицкий монастырь на реке Святице близ Фаленок, Жерновогорский Предтеченский монастырь у слободы Кукарки (город Советск), Цепочкинский монастырь недалеко от Уржума 1.

Ранние источники по истории Сунской округи свидетельствуют, что целая сеть селений, в том числе село Вознесенское (Суна), возникла во владениях Вятского Успенского Трифонова монастыря. Его основатель – Трифон Вятский (в миру Подвизаев Трофим Дмитриевич) (около 1546 – 8.10.1612), преподобный, вятский чудотворец, церковный деятель. Трифонов монастырь способствовал хозяйственному развитию Вятской земли. Его вотчины, удаленные от Хлынова, становились опорой мирной колонизации края. Деятельность преподобного Трифона содействовала распространению грамотности и христианского просвещения среди вятчан. Мощи преподобного покоятся в Успенском соборе Трифонова монастыря. Его память отмечается 8 октября 2.

Настоятелями Вятского Трифонова монастыря в XVII веке служили: основатель обители Трифон (1580–1601), Иона (Мамин) (1608–1617/1618), Иона (Калязин) (1618–1630), Герасим (1632–1638), Иосиф (1634–?) 41–1647), Иоаким (1648/1649 – окт. 1653), Александр (1653), Моисей (1654–1658), Сергий (Калашников) (1659–1670), Иов (1673–1676), Иоль (1676 июль – 1679 июнь), Александр (1679–1715) 3.

Успенский монастырь был устроен в 1580 году на левом берегу реки Вятки при впадении в нее небольшой речки Засоры. С самых первых лет своего существования монастырь принял усиленные меры к сосредоточению в своем распоряжении земель по реке Вятке в уездах Хлыновском, Слободском и даже юга Прикамья (около с. Вятские Поляны). К 1760 году во владении монастыря оказались вотчины: в Хлыновском (Вятском) уезде – Куменская с 3001 ревизской душой крестьян (с. Кумены основано в 1675 г.4), Ошетская – 3340 душ, Курчумская – 3736 душ, Сунская – 3754 души5.

Как писал историк А. В. Эммаусский, «у самого Трифонова монастыря вотчинная запашка была сравнительно невелика. Как видно из описи монастырских владений, произведенной подпоручиком Маховым в 1764 году, в вотчинах, расположенных в Хлыновском (Вятском) и Слободском уездах, ...имелось в озимом клине, засеваемом рожью, всего 289 десятин, а в трех полях – 867 десятин пашни. …Большая часть этой посевной площади находилась в центральных районах Вятского края, более благоприятных в климатическом и почвенном отношении. Здесь были расположены наиболее богатые вотчины: Куменская, Курчумская, Кырчанская, Ошетская и Сунская»6. Информация об этих вотчинах содержится в «Грамотах и актах Вятского Трифонова монастыря» 1744 года (текст адаптирован): Куменская вотчина: в ней 4 села: Куменское, Спасское, Рябиново, Верх Кумены, Верхоивкино; Курчумская вотчина: в ней одно село Екатерининское, жителей – 3736 душ. Починок Шиховский (деревня Шихово на правом берегу реки Курчум при впадении ее справа в реку Вою), напротив села Рождественское (ныне Богородского района); Кырчанская вотчина: в ней 3 села – Кырчанское/Богоявленское, Нолинское/Николаевское, Лудянское/Трехсвятское; жителей – 5022 души; Ошетская вотчина: в ней 2 села – Ошетское/Спасское и Верхо-сунское (церкви московских чудотворцев), с приписными к ним деревнями. В них 3940 крестьянских душ. Сенных покосов при казенной деревне Лопатчихинской/Лопатчихе на 535 копен. Казенная монастырская мельница Лопатчиха, состоящая на речке Ошеть при деревне Репинской (она же деревня Большие Сушники) о трех поставах, в 88 верстах от Трифонова монастыря; Сунская вотчина: в ней одно село Сунское (Вознесенское), жителей 3754 души. Казенные сенные покосы при селе Вознесенском на 550 копен, при деревне Жабриевской на 140 копен, монастырской Переборской мельниц– на 135 копен. Казенные мельницы: первая – на реке Суне при селе Вознесенском о трех поставах; вторая – при деревне Нижнепольской (село Нестино) о шести поставах; третья – Переборская на реке Суне о четырех поставах. Казенные деревни: Погойская при селе Вознесенском на расстоянии от Трифонова монастыря в 88 верстах, в ней земля не измерена; Жабриевская – состояла на суходоле на расстоянии в 89 верстах от монастыря. «В оных казенных деревнях пахота исправлена, наличного хлеба имеется – в деревне Погойской – пшеницы 1 четверть 6 четвериков, ржи 231 четверть 6 четвериков, ячменя 17 четвертей 2 четверика, овса 115 четвертей; в деревне Жабриевской – пшеницы 6 четвериков, ржи 44 четверти 6 четвериков, ячменя 25 четвертей, овса 97 четвертей 1 четверик» 7

Три из пяти указанных вотчин – Сунская, Курчумская и Ошетская территориально входят в состав сегодняшнего Сунского района, который является объектом нашего исследования.

Формирование русского населения Суны и ее округи с 1651 по 1764 год происходило двумя путями: церковно-монастырским и вольно-крестьянским. Первый путь предусматривал раздачу земель духовным лицам и перевод крестьян на осваиваемые земли из северных, исконно русских вятских уездов – Слободского, Орловского и др. Вольно-крестьянские миграции поставляли основное количество переселенцев из близлежащего Казанского уезда, в особенности с 1661 года8.

Изначально передвижение населения совершалось по водным путям (рекам и озерам). Наличность реки или озера имела существенное значение и при выборе новоселами места постоянного жительства. Основной самой значительной рекой на территории Вяской земли является река Вятка в ее верхнем и среднем течении, с разветвленной сетью ее притоков.

С 1650 по 1695 год в левобережной части бассейна средней Вятки русские поселенцы осваивали главным образом реку Вою, в бассейне которой было основано 6 сел: Ошлань (ныне Богородский район), Курчум, Ошеть, Суна (Сунский район), Кырчаны и Ноли (Нолинский район)9.

Река Воя – левый приток Вятки, берет начало у деревни Опары Богородского района, впадает в Вятку в 300 км от устья, течет вдоль восточной окраины Вятского Увала с северо-востока на юго-запад. У Вои асимметричный бассейн – большинство притоков впадает справа, начинаясь с Вятского Увала: Ошлань (40 км), Курчум (32 км), Опан (33 Суна 55 – самый крупный приток Вои), Кырчанка (28 км), Ноля (19 км). С восточной стороны по реке Вое ныне проходит граница Сунского района с Богородским и Немским районами10.

До появления русских берега рек Вои и её правых притоков – Курчума, Опана и Суны – были освоены финноязычными черемисами (марийцами) и вотяками (удмуртами), тюркоязычными булгарами (предками современных татар и чувашей).

Следы пребывания марийцев и удмуртов сохранились в топонимах Кировской области: река и село Ошеть (в Сунском районе) (с марийского ошеть – медвежий угол), реки Кильмезь и Немда, село Вотяки и другие.

Названия деревень Тураны, Большие и Малые Туры (Сунского района), села Русский Турек (Уржумского района), реки Татариха (приток реки Большая Кумёна) и другие свидетельствуют об их основании тюркоязычными булгарами.

Большой интерес для нас представляет топоним Чепца. По одной из версий, «река Чепца в переводе с тюркского – река, текущая меж холмов, и, как древнее название, содержит чет кую характеристику, отражающую географические особенности местности. Компонент «цы» можно сравнивать с тюркским «су» – «вода»11 . В этой связи можно предположить, что и топоним «Суна» мог исходить из татарского «су» – «вода».

По другой версии (Д. М. Захарова), с тюркского языка «с’ун» значит «гореть» или «с’унна, с’унчак» – «выжженно место, горелое, выжженное под пашню»12 . В этом контексте топоним «Суна» означает «гарь», выжженные леса вдоль реки. С этой версией согласуется название ныне жилой деревни Гари, расположенной в 7 километрах от поселка Суна на территории Большевистского сельского поселения, на крутом левом берегу реки Суны. Подсечно-огневая система земледелия, характерная для северно-русской традиции, отразилась в названиях населенных пунктов совр менного Сунского района – Плелое (Тлелое), Огнево, Ожеговская, Полом и др.

В финно-угорских языках «сын» означает «язь (порода рыбы), «на» – «река, вода»; таким образом, «Суна» – «река, где в изобилии водится язь»13.

Название села Кырчаны произошло от тюркского «кыр» – «гора», «высокое место», «гребень», «грань», «увал». В середине XVII века одновременно на обоих берегах реки Вои возникли два села с названием Кырчаны. Одно из них (современное село Архангельское Немского района) образовалось на низменном левом берегу реки Вои в 1651 году с деревянной церковью во имя Михаила Архангела. С 1780 года на средства прихожан было начато строительство каменного (Спасского) храма14 .

Второе село Кырчан/Богоявленское (ныне Нолинского района) – на правом берегу р. Вои при впадении в нее речки Кырчанки возникло в 1663 году как Богоявленский приселок села Вознесенское на Суне. В 1678 году село Кырчан было зафиксировано как центр Кырчанской вотчины Успенского Трифонова монастыря15 . Село находится на трактовой дороге Кир– Суна – Кырчаны – Нолинск. Каменная Троицкая церковь в селе Кырчан была построена в 1761 году с тремя престолами: в холодном храме во имя Святой Троицы, в теплом – в честь Богоявления Господня и Рождества Пресвятой Богородицы16.

С давних пор и до последнего времени основным типом сельских поселений на Вятке были малодворные починки и деревни, расположенные в 2–5 километрах друг от друга; они первоначально могли называться по имени основателя, первопоселенца. К примеру, Переписной книгой 1710 года в Сунской и Курчумской волостях (ныне Сунского района) с именными названиями зафиксированы починки – Иуды Камышева (ныне деревня Ляпки) и Василия Девятовых (деревня Каширцы); деревни Ивана Мальцева (село Плелое) и Ивана Чиркова (Водяники и Черепаны) Кокуйского сельского поселения; деревня Сиковщина, ныне Большевистского сельского поселения, названная по первопоселенцу с фамилией Сиков.


 
Село/поселок городского типа Суна (1650-2018)

Обустройство на новом месте для православных переселенцев, как правило, начиналось со строительства храма и создания прихода. Деревня после строительства в ней храма приобретала статус села, называемого по престолу церкви.

Наиболее ранним документом по истории современного районного центра Суна является Грамота, хранящаяся в фонде Коллегии Экономии РГАДА, датированная 15 сентября 1650 года, адресованная царем всея Руси и великим князем Алексеем Михайловичем Романовым Вятскому воеводе Иоанну Феодоровичу Соковнину17

В Грамоте указывается (текст адаптирован к современному языку): «…Били нам челом с Вятки Успенского монастыря архимандрит Иоаким с братиею. В прошлом 1628/1629 году писцы Офонасей Толочанов да подъячий Ондрей Иевлев дали на оброк вятчанам Епифанку Федянину да Игнашке Максимову, да Ваське Буторину в Березовском стане за Кырмыжем дикое раменье от первого Кырмыжского болота да вверх по речке Кырмыжу по обе стороны до верховины, и сверх речек Ошети и Пили по обе стороны вниз до речки Суны, а по Суне вниз до устья сунского до речки Вои, да по речке Лудяне от Ошлан речки до верховины, от бору по обе стороны тех речек. И они де – Епифанко с товарищи – с того дикого раменья оброку не платя, отдали (земли) в монастырь из того оброку, потому что то место от людей удалено верст на 100, и он – архимандрит оброк платил за них 2 года. И в прошлом 1648/1649 году дана им патриаршая благословенная грамота, и велено на том месте воздвигнуть храм Вознесения Господня, а в приделе – нашего ангела святого праведного Алексия человека Божия, да святого великомученика Димитрия Солунского, и они де на том пустом месте храма без нашего указу воздвигнуть и крестьян поселить не смеют, (боясь) перекупки. А оброку с того места платят по 1 рублю 11 алтын 4 деньги на год. И нам бы их – архимандрита Иоакима с братиею пожаловать велеть, то пустое дикое раменье дать им под монастырскую пашню братии на пропитание из оброку без перекупки, и храм на том месте воздвигнути, и крестьян поселить.
А в Новгородской четверти в вятских писцовых и оброчных книгах письма и меры Офонасия Толочанова да подъячего Ондрея Иевлева 1628/1629 году написано: в Березовском стану дано на льготу по 1639/1640 год Епифанку Федянину да Игнашке Максимову, да Ваське Буторину за Кырмыжем дикое раменье, пашни 12 четвертей, а после льготы оброку платить с выти 1 рубль 16 алтын 4 деньги. 
И мы Успенского монастыря архимандрита Иоакима с братиею пожаловали: (если) будет тот лес к посаду не написан и спору ни с кем не будет, велели им дать на оброк без перекупки, а оброку с них имать по 1,5 рубля на год»18.

В соответствии с этим документом, село Суна (Вознесенское) могло возникнуть не ранее 1650 года. С завершением строительства бревенчатого храма работными людьми Успенского Трифонова монастыря при архимандрите Иоакиме на левом берегу реки Суны в 1651 году19, возможно, трехпрестольного, село было названо Вознесенским по главному престолу. Село стало центром Сунской вотчины Вятского Успенского Трифонова монастыря и Сунской волости Хлыновского (Вятского) уезда вплоть до 1780 года; с 1781 по июль 1929 года волостное село Суна входило в состав Нолинского уезда (центр – город Нолинск). 

Так начиналось освоение значительной части нынешних Сунского, северной и западной частей Нолинского, южной части Кумёнского районов. Сунская вотчина граничила на северо-востоке с Чепецким станом (земли по реке Ошлань – ныне Богородский район), на востоке и юге – с Казанским уездом, на западе – с Яранским уездом, на северо-западе – с Орловским уездом, на севере – с образованной в 1621 году Кырмыжской вотчиной Успенского монастыря20

«…Край заселялся даточными бобылями, монастырскими крестьянами преимущественно из Слободского и Орловского уездов. Широкие привольные тучные пастбища и плодородные земли манили к себе поселенцев с северо-востока и северо-запада»21

В июле 1668 года в селе Вознесенском (Суне) стольник Иван Алфимов переписал восемнадцать дворов приказчиков, священников (попов), пономарей, трапезников, просфирниц, а также тринадцать дворов монастырских крестьян. При этом указывался район выхода переселенцев: «В селе Вознесенском поселились из старинной Вобловицкой волости крестьяне, их дети, братья, племянники, отделяся от отцов своих и братьев»22. Вобловицкая волость (село, 2 деревни, 47 починков) с 1595 года также принадлежала Успенскому монастырю23. Она располагалась на самом севере Вятской земли, на территории современных Нагорского и Белохолуницкого районов и отмечалась неблагоприятными почвенными и климатическими условиями. В 1629 году в ее состав входили 4 села: Полом (Вобловица) – центр волости (ныне Белохолуницкого района), Нагорское, Мулино и Синеглинье (Синегорье) (ныне Нагорского района). К этим четырём сёлам были приписаны несколько деревень и починков, расположенных по рекам Вятке, Кобре, Вобловице, Иванцовке и Роговке24

С выходцами из деревень сегодняшних Белохолуницкого и Нагорского районов можно связать фамилии, распространенные в Нолинском и Сунском районах: Поломских (село Полом), Марьины (деревня Марьинцы), Булатовы (деревня Булатовы), Леушины (деревня Леушинцы), Шуплецовы (деревня Шуплецы), Осетровы (деревня Осетры), Кашины (деревня Кашата), Шабалины (деревня Шабалята), Двоеглазовы (деревня Двоеглазовцы), Исуповы (деревня Исуповцы), как и Запольских, Ерёмины, Городиловы, Докучаевы, Костровы, Сочневы, Щетинины, Шулаковы, Шитовы, Рыболовлевы и т. д.25.

К середине XVIII века, по всей видимости, деревянная церковь оказалась маловместительной для большого прихода и пришла в негодность. Тогда епархиальными властями было принято решение о строительстве каменной церкви. В документах XIX века указывается, что каменный Вознесенский храм в селе Суна был построен в 1754 году (по другим данным в 1754 – 1772 годах). Престолов в нем было три: в холодном храме – в честь Вознесения Господня, в теплом приделе – во имя святого Великомученика Димитрия Солунского и преподобного Алексия человека Божия26.

В 1778 году в Вятскую епархию поступило прошение от жителя села Вознесенское Сунской волости экономического крестьянина Степана Дорофеевича Усольцева, по которому он просил дозволить ему в Вознесенском храме в трапезе, на правой стороне, построить на его средства придел в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Вятский епископ, преосвященный Лаврентий в Грамоте от 13 февраля 1778 года разрешал: «Ежели законных препятствий не окажется, и пространство места имеется, придел во имя Владимирской Пресвятой Богородицы построить; по построении же убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием. И когда придел в принадлежащем строении украшением в совершенство приведен будет, также церковные сосуды, алтарные одежды и священнические облачения приготовятся, тогда об освящении оного придела просить благословения особым доношением»27. По всей видимости, придел был построен. Об этом свидетельствуют воспоминания А.В.Кострова, где он сравнивал храм в селе Верхосунском с 3-мя причтами с Сунским, где было 4 причта28.

С созданием четвертого престола в Вознесенском храме, возможно, связано и приглашение в 1780 году «находившегося в Хлынове «при строении наместническому дому» нижегородского архитектора Якова Ананьина. Причтам и прихожанам сел Кумены и Суна, где намечалась перестройка храмов, указали пригласить его приехать и «учтивым образом о исправлении просить наставления или плана… и по ево наставлению строение и производить». Яков Ананьин побывал в селе Суна и дал необходимые консультации»29. Архитектор Яков Ананьевич Ананьин (1740, Петербург – начало XIX в.) обучался в команде архитектора В.В. Растрелли. С осени 1779 по 1794 год – губернский архитектор в Нижнем Новгороде. Автор проекта деревянного генерал-губернаторского дворца в Вятке (1780). В мае 1782 года был назначен на должность вятского губернского архитектора по совместительству. С 1794 года – вольноопределяющийся архитектор в Нижнем Новгороде (до 1797) и в Торжке30. Таким образом, Сунской храм имел четыре престола – в честь Вознесения Господня с приделами во имя Алексия, человека Божия; святого великомученика Дмитрия Солунского Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Вятское наместничество в 1797 году было преобразовано в Вятскую губернию, состоящую из 13 уездов: Вятского, Глазовского, Елабужского, Кайгородского, Котельнического, Малмыжского, Нолинского, Орловского, Сарапульского, Слободского, Уржумского, Царевосанчурского, Яранского.

Село Суна стало центром волости Нолинского уезда, а Вознесенский храм вошел в 3-й благочиннический округ этого уезда. Историко-географическое и статистическое описание Вятской епархии за 1912 год свидетельствует: «В половине XVII столетия вся местность, занимаемая ныне городом Нолинском, и почти половина его уезда принадлежала Вятскому Успенскому Трифонову монастырю. Жалованными грамотами Московских государей того времени монастырь получал на свое содержание на оброк без перекупки земли, лежащие по берегам рек: Ошети, Ситмы, Лудяны, Кырчана, Курчума, Суны, Ноли, Вои и их мелких притоков. Сюда же еще раньше начали переселяться русские крестьяне из соседних местностей, и в 1668 году переселенцы основали на месте нынешнего Нолинска село и во имя святителя Николая построили в нем деревянную церковь. Село называлось Николаевским или Нолями от реки Ноли, протекающей в одной версте от города.

Расселяясь по Нолинскому уезду, русские переселенцы в то же время вытесняли собою черемис, которые еще во второй половине XVII столетия массами населяли уезд, особенно по реке Суне и ее притокам. О проживании в прежнее время черемис на этой земле свидетельствуют некоторые деревни, до настоящего времени сохранившие за собою черемисские названия, например, деревня Кукмары прихода села Архангельского и волости. При открытии Вятскаго наместничества в 1780 году Николаевское Нолинское село было сделано городом и названо Нолинском. Жителей в том году в Нолинске состояло 237 душ, обывательских же домов всего 103»31

К тому времени в городе Нолинске «имелись соляные магазины: 2 казенных и 3 Строгановых. Жители занимались земледелием. В городе были 2 улицы с примыкающими к ним слободками. Дома богатых граждан были двухэтажными, деревянными, с прирубленными крыльцами, а жители менее состоятельные помещались в небольших хижинах, крытых соломой. В 1781 году вновь образованный городок получил герб, на котором изображен в голубом небе летящий лебедь. В описании герба указано и основание, по которому он присвоен городу: так как эти птицы, “не останавливаясь в окрестностях сего города, мимо пролетают”»32.

Ныне существующая в Нолинске Успенская каменная церковь была поставлена в 1722–1724 годах «мастером Гр. Жуковым съ товарищами Осинцовым, Соколовым и Москвиным. Церковь обращена в собор при преобразовании в 1780 году села Нолей в город»33

В 1816 году город Нолинск, сёла Кырчаны и Суна Нолинского уезда посетил уроженец Саксонии, доктор медицины и хирургии, путешественник Иоганн Фридрих (Феодор Христофорович) Эрдман (1778–1846). В 1810–1817 годах он являлся инспектором учебных заведений Казанского учебного округа, заведующим кафедрой хирургии Казанского университета. 

Следуя по пути из города Казань в город Вятку, высокий гость вел путевые заметки, отмечая в частности, что (Вятская губерния. – Авт.) «уже с первого взгляда производит выгодное впечатление не только прекрасно содержимыми дорогами, но также и хорошим состоянием полей и промышленности. Красивые холмы, увенчанные чернеющим сосновым лесом, возвышаются направо и налево между прекрасно обработанными полями и богато орошенными зелеными лугами, а в бесчисленных деревнях (селах. – Авт.) вокруг белеются по большей части новые, чисто выбеленные каменные церкви и колокольни... Все далее и далее продолжая путь наш по прекрасным холмам и плодородным равнинам, утром 11 июля достигли мы, наконец, через три почтовых станции, губернского города Вятки»34.

Согласно описанию 1870 года, «Нолинский уезд находится в центральной части Вятской губернии. На юго-западной границе уезда протекает река Вятка, на коей в пределах уезда находится только одна пристань Медведская (ныне поселок Медведок Нолинского района). На этой пристани, как единственной, сосредоточена вся водная торговля Нолинского уезда. Отсюда отправляются до шести судов с местными изделиями, как то дровами, дегтем, смолою, березовым углем, рогожами, яровым хлебом, холстом и спиртом на сумму 51 тыс. 100 руб. В уезде по своей величине замечательны река Воя и болота по берегам реки Лобань (ныне Богородского района). Население уезда: 90 тыс. чел. муж. пола и 100 тыс. чел. жен. пола. …Замечательные ярмарки бывают – Алексеевская и Вознесенская в селе Сунском. … Для охранения народного здравия существуют больницы в городе Нолинске и селах Сунском и Колобовском (ныне село Колобово Немского района). Кроме того, при Сунском приходском попечительстве существует богадельня»35.

Как отмечалось в географическо-статистическом описании Вятской губернии на 1873 год, «почва Нолинского уезда иловатая с песками и глиною. …Жителей в уезде 90746 человек муж. пола и 102044 чел. жен. пола, всего 192790 обоего пола. Крестьянских дворов 27942. Церквей – 24 каменных и 9 деревянных, и кроме того, 1 деревянная единоверческая (в деревне Кузнецы – на правом берегу речки Суны, близ современного села Нестино. – Авт.); часовен каменных – 2; 9 – деревянных и 1 раскольническая молельня. Рогатого скота в уезде – 91 тысяча голов, овец – 177733, свиней – 16367, коз – 1073, лошадей – 47718. Скот мал и тощ»36

Границами Нолинский уезд соседствовал: на севере – с Вятским, на востоке – с Глазовским, на юге – с Малмыжским и Уржумским, на западе – с Яранским и Орловским уездами37

В 1782 году село Суна оказалось в центре строящегося Казанского тракта. После подавления крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева царское правительство решило провести усовершенствованные трактовые дороги, которые соединили бы между собой все губернские центры, и в случае возникновения новой крестьянской войны послужили бы военными трактами для быстрого передвижения войск. На территории Вятского наместничества намечено было провести тракты: Московский, Казанский, Соликамский, Сибирский, Петербургский, Пермский38

Казанский тракт был спланирован по направлению из Вятки через села Кстинино, Бурмакино, Кумены Вятского уезда. Далее начинался Нолинский уезд с его Сунским «горным перегоном» (длиною более 33 верст – от современной деревни Рябовская Большевистского сельского поселения на деревню Киселиха), затем с правого берега на левый речки Ошеть (левый приток р. Суны) и в деревню Дворища, от нее на деревни Камешница, Осиновица, Ожеговская и Погойская (ныне поселок Большевик), которая находилась и у подножия Монастырской горы, и на смежной земле с селом Суна. 

Дорога от волостного центра Суна пролегала далее через узкий и очень длинный деревянный мост, где стояла Сунская мельница, шла через деревни Вахруши, Светлаки, Кокуй (ныне центр Кокуйского сельского поселения), Окуневская, Гребенки. Затем начинались деревни, входящие в состав Кырчанской волости: Коромысловщина, Карачи, Рогали. Затем – въезд в село Кырчаны (перед переездом через речку Кырчан), через деревни Вострижанье, Ключи, Среднее, Перевоз, к городу Нолинску. 

По этой дороге предполагалось построить почтовые станции на расстоянии 15–20 верст друг от друга, при которых находились бы перекладные лошади и ямщики. Почтовые станции были построены в деревнях Дворища одноименной волости и Окуневская Сунской волости. Улучшенная дорога со временем получила большое экономическое значение как торговый тракт, по которому стали летом и зимой двигаться потоки обозов с товарами, что усиливало внутреннюю торговлю. И как уже выше было сказано, по этим трактам ходила почта.

В «Списке населённых мест Вятской губернии за период с 1859 по 1873 годы»39 приводятся сведения о населённых пунктах, которые располагались возле главного почтового тракта из губернского города Вятки до уездного города Нолинска. Все селения современной территории Сунского района – казённые; в их названиях осуществлялась привязка к водоёмам, при этом учитывалось расстояние в верстах до Нолинска: 

Буторята – деревня у границы с Кумёнской волостью Вятского уезда, 8 дворов, 44 жителя. Расстояние до города Нолинска – 63 версты.
 
Глухие (Даньки) – деревня при колодцах, 9 дворов, 63 жителя. 

Пивоваровская – починок при речке Малая Ошеть, 14 дворов, 152 жителя. Рябовская – деревня при колодцах, 8 дворов, 61 житель (ныне Рябовская – дачная деревня, находящаяся вблизи соединения старого тракта с новым, проложенным в 1962 году. – Авт.).

Киселиха (Киселёвская) – деревня при речке Ошеть, 17 дворов, 120 жителей.

Дворища (Ямские) – деревня при речке Ошеть, 15 дворов, 96 жителей. В деревне размещались волостное правление, почтовая станция, расстояние до Суны – 16 вёрст, до Нолинска – 57 вёрст. Дворища упоминаются в переписи 1710 года, фамилия одного из жителей – Сандалов. 

Камешница – деревня при речке Камешная – левого притока речки Ошеть, 15 дворов, 75 жителей.

Осиновица – деревня при колодцах и речке Осиновка, 21 двор, 156 жителей (ныне от Осиновицы идут дороги с твёрдым покрытием на село Курчум (на восток) и село Верхосунье (на запад). От Осиновицы до Нолинска – 52 версты.

Погойская – деревня при селе Суна, 41 двор, 247 жителей. 

Суна (село Сунское, Вознесенское с 1650 до 1780 года) – село при речке Суне – правом притоке реки Вои. 43 двора, 225 жителей. При селе Суна деревня
Нагорская – 32 двора, 236 жителей. В селе Суна 2 православные церкви, училище, женская школа, ярмарки, базары. Расстояние до Нолинска – 41 верста (ныне 44 км. – Авт.). 

Тоскуй – деревня при речке Тоскуй – правом притоке речки Суны, 24 двора, 170 жителей. 

Вахруши (Горюй) – деревня при ключе, 14 дворов, 107 жителей.

Светлаки – деревня при ключе Горюйском, 8 дворов, 60 жителей.

Кокуйская (Первая) – деревня при ключе Кокуйском, 83 жителя. Расстояние до Нолинска 38 вёрст. 

Кокуйская (Вторая) – деревня при речке Суне (на правом берегу), насупротив деревни Пустоши, 22 двора, 146 жителей. 

Окунёвщина (Осиновская) – деревня при ключах и речке Суне, 28 дворов, 229 жителей. В деревне – волостное правление Сунской волости, почтовая станция. Расстояние до Нолинска 36 вёрст. 

Бабино (деревня Никифора Масальских), на левом берегу речки Нерсмы – правого притока Суны, 20 дворов 138 жителей. 

Гребёнская (Гребёнки) – деревни Первая и Вторая при Гребёнском ключе. В первой – 33 двора, 220 жителей; во второй – 10 дворов, 66 жителей. Расстояние до Нолинска – 30 вёрст. 

Из вышеназванных трактовых деревень прекратили существование Буторята, Глухие, Пивоваровская, Камешница, Ожеговская.

Примечания:
1 Очерки истории Кировской области. С. 46-58.
2 Трифон Вятский // ЭЗВ. Т. 6. С. 447.
3 Кустова Е.В. К портрету вятского архимандрита XVII-го века // Церковь в истории и культуре России: сб. материалов науч. конф. Киров, 2010. С. 59–63.
4 Кумены // ЭЗВ. Т. 1, кн. 2. Села. Деревни. Киров, 2002. С. 204.
5 Луппов П.Н. История вятских сел. С. 23.
6 Эммаусский А.В. Исторический очерк Вятского края… С. 19.
7 Грамоты и акты Вятского Трифонова монастыря // Труды ВУАК. Вятка, 1906. Вып. V–VI. Отд. II. С. 411–414.
8 Изместьев В.И. Сунская волость в XVII–XVIII веках [Электронный ресурс] // Герценка: Вятские записки… Вып. 20. Киров, 2011. URL: http://www.herzenlib.ru/almanac/number/index.php?NUMBER=number20
9 Луппов П.Н. История вятских сел. С. 178.
10 Воя река // ЭЗВ. Т. 7. Природа. Киров, 1997. С.190.
11 Редькина Т.Р. Чепца – река, текущая меж холмов // Кирово-Чепецк. 2007. № 49(191), 6 декабря.
12 Поселок городского типа Суна [Электронный ресурс]. URL: http://matyg. ru/poselok-gorodskogo-tipa-suna/
13 Там же.
14 Архангельское (Кырчаны Архангельские) [Электронный ресурс]. URL: https://rodnaya-vyatka.ru/places/76878
15 Луппов П. Н. История вятских сел. С. 169.
16 Нолинский уезд. 1-й благочиннический округ. Село Кырчан [Электронный ресурс]. URL: https://rodnaya-vyatka.ru/churches/ve1872/blag/73; Село Кырчаны. Церковь Троицы Живоначальной [Электронный ресурс]. URL: http://www. nolinsk.com/publ/iz_proshlogo/selo_kyrchany_troickaja_cerkov/1-1-0-259
17 Российский государственный архив древних актов (далее – РГАДА). Ф. 281. Грамоты Коллегии Экономии. Д. 14200.
18 Российский государственный архив древних актов (далее – РГАДА). Ф. 281. Грамоты Коллегии Экономии. Д. 14200.
19 Кряжевских А. Л., Изместьев В. И. К вопросу о времени основания п. Суна… С. 130–133. 20 Эммаусский А. В. Исторический очерк Вятского края… С. 100; Изместьев В.И. Сунская волость в XVII–XVIII веках…
20 Эммаусский А. В. Исторический очерк Вятского края… С. 100; Изместьев В.И. Сунская волость в XVII–XVIII веках…
21 Описание уездов, городов и других замечательных местностей Вятской губернии // ПКВГ на 1870 год. Вятка, 1870. С. 136–138.
22 Древние акты, относящиеся к истории Вятского края // Столетие Вятской губернии. Т. II. Приложение. Вятка, 1881. С. 169, 173–174.
23 ЭЗВ. Т. 1. Кн. 2. С. 65. 4 Эммаусский А. В. Исторический очерк... С. 18.
24 Эммаусский А. В. Исторический очерк... С. 18.
25 Изместьев В. И. Заметки краеведа // Семантика. Функционирование. Текст / науч. ред. С.В. Чернова. Киров, 2009. С. 277–281.
26 Церкви и приходы Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.) // ВЕВ. 1873. Отдел духовно-литературный. № 1–24. № 9. С. 307.
27 Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. Вятка, 1914. С.263.
28 Костров А.В. На грани двух веков – двух миров…
29 Каптиков А. Ю. Переход к строительству «по прожектам архитекторским» // ЭЗВ. Т.5. Архитектура. Киров, 1996. С. 130.
30 Краткие сведения об архитекторах // ЭЗВ. Т.5. С. 278.
31 Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картою Вятской губернии). Издание ВЕВ (Кибардин и Шабалин). Вятка: Типолитография М.М. Шиляевой, бывшая Маишеева, Куклина и Красовского, 1912. С. 26–27.
32 Россия. Полное географическое описание нашего Отечества / под ред. В.П.Семенова-Тян-Шанского. Т. 5. Урал и Приуралье. Санкт-Петербург: Изд-е А.Ф.Девриена, 1914. С. 588.
33 Нолинский уезд // Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 46. Санкт-Петербург, 1912. С. 105.
34 Календарь Вятской губернии на 1893 год. Вятка, 1892. Отд. 3. Исторические сведения. С. 354–376; Судовиков М. С. Губерния Вятская. Киров: Изд-во «Экс- пресс», 2006. С. 102–104.
35 Описание уездов, городов и других замечательных местностей Вятской губернии // ПКВГ на 1870 год. С. 136–138.
36 Географическо-статистическое описание Вятской губернии. Описание уездов, городов и других замечательных местностей Вятской губернии // ПКВГ на 1873 г. Отдел 3. С. 153.
37 Нолинский уезд // Известия… С. 105.
38 Эммаусский А. В. Исторический очерк Вятского края… С. 188.
39 Список населенных мест Вятской губернии 1859–1873 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://rodnaya-vyatka.ru/snm1859


Полный источник можно скачать здесь

Категория: Из прошлого | Добавил: nolya66 (20.04.2019)
Просмотров: 164 | Теги: Изместьев
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пользователь
Добрый день: Гость

Группа: Гости
Вы с нами: дней
Случайное фото
Случайная статья
Крестный ход в Нолинске
Просмотров: 1228

Успенская церковь
Просмотров: 2919

Сказки Нолинского уезда. Записи В.Покровского
Просмотров: 1526

Новое на форуме
Нолинчанин в Книге рекордов мира. Видео.
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 25.05.2019
Ответов: 0
Прогулка по Нолинску. Видео.
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 19.05.2019
Ответов: 0
О помощи фронту интерната для глухих г.Нолинска. Видео
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 09.05.2019
Ответов: 0
Поэзия нолинчан
Татьяна Куимова. "У Нолинска под боком". Стихотворения
Просмотров: 898

Песни Дениса Блинова
Просмотров: 3168

Стихи Субботина В.Е.
Просмотров: 1911

Поговорки
Погода в Нолинске

влажность:

давл.:

ветер:

Нолинск автовокзал

При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! Copyright MyCorp © 2019