Понедельник, 21.05.2018, 10:10
Приветствую Вас Гость | RSS
javascript://
Меню сайта
Новые материалы
Музыкальные произведения композитора Николая Нолинского (Скрябина)
Дата: 29.04.2018

Отец Иоанн Шерстенников - первый священник села Аркуль
Дата: 23.04.2018

Галерея картин кировского художника Князева А.К.
Дата: 02.04.2018

Художник А.Н.Князев
Дата: 30.03.2018

Немецкий поэт Христиан Моргенштерн в переводах Юрия Куимова
Дата: 27.03.2018

Борьба за хлеб в Нолинском уезде в 1918 году
Дата: 21.03.2018

Сборник клуба "Воскресение" - "Облава". Избранные стихи и проза.
Дата: 18.03.2018

Соседи
Муниципальное образование Нолинский район Кировской области
НКО Фонд
Сельская новь
Нолинский краеведческий музей
Нолинская централизованная библиотечная система
Интересные сайты
Николай Левашов «О Сущности, Разуме и многом другом...» РуАН – Русское Агентство Новостей Новости Русского Мира Новости «Три тройки»
Поиск
Статистика
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
 
 
СНОВА В ПЕДИНСТИТУТ?

Ректор Кировского пединститута Патрушев вместе с Балыбердиным попытались перетянуть меня из школы к себе, даже предоставили временную полуподвальную комнатку во флигеле рядом с учебным зданием, включили в состав приёмной комиссии. Я прочитал курс лекций для абитуриентов. Больше того – разработал и прочитал курс лекций по методике преподавания литературы для студентов–заочников литфака, провёл серию семинаров с очниками и несколько занятий межфакультетского литературно-творческого кружка, Всё это без отрыва от работы в школе, вахтовым методом, во время очередного отпуска и дополнительных отпусков без содержания.

Капитально решить квартирный вопрос для меня институту так и не удалось, а сиденье на двух стульях выдерживать длительное время оказалось невмоготу, и от вузовского стула я отказался. Сделал это не без сожаления: в научном плане расти на новом месте можно было быстрее. Хотя… думать, размышлять можно везде.

ДИСКУССИИ

Самым значительным своим вкладом в науку, если его можно признать таковым, считаю написанное о красивом и прекрасном, их природе и законах. Я думал о них, как уже сказано выше, постоянно, понимая их важность, сложность и ещё далеко не достаточную разгаданность. В эстетических трудах раздражали туман («птичий язык») и разброд. Один из авторитетных советских учёных, Юрий Борев, назвавший свою книгу «Эстетика» исчерпывающим исследованием, заявил: «Секреты красоты – секреты жизни» - и так и оставил их секретами, не раскрыв законов красивого. Результат – незнание даже лучшими школьными педагогами главного в эстетике.

Будучи председателем ГЭК на литфаке заочного отделения Кировского пединститута, я убедился (об этом уже говорилось): наиболее слабыми у выпускников были ответы на вопросы, связанные с эстетическим воспитанием. Я не видел тут вины студентов и их преподавателей: она в слабости эстетической науки. Думалось: пробелы в ней не могут не сказываться отрицательно на практике, в частности практике эстетического воспитания. Это заставило «перепахать» всю доступную литературу в данной области, ломать голову в поиске тайн успеха и корней неудач в творчестве художников.  Стали предприниматься одна за другой попытки с предельной простотой, ясностью и убедительностью донести до людей результаты своих размышлений. Были написаны статьи «Что есть красота?», «О законах красивого и прекрасного», «Эстетическое воспитание в школе», «Картины художников на уроках литературы». Началась работа над книгой «Воспитание красотой».

Свои позиции проверял на прочность в беседах с различными людьми. Начитанный, эрудированный, остроумный пенсионер, бывший хирург Александр Хардин, в течение трёх часов, пока мы ехали на автобусе от Кирова до Нолинска, внимательно слушал меня, пытался найти, но не нашёл неотразимых возражений против услышанного. Учёный москвич Лейбсон, «съевший собаку» в области эстетики, очень заинтересовался моими названиями и формулировками законов красивого и после продолжительной беседы в конце концов сдал свою позицию «красота не подчиняется никаким законам», но усомнился в том, что законов красоты семь. Все названные мною семь законов, - по его мнению, разновидности, частные проявления одного закона, - закона соответствия формы содержанию.

Интересно, что против цифры семь высказались в ещё более основательной дискуссии доктора физико-математических наук Мерзон и Файнберг. Продолжительный разговор с ними проходил в Москве, на квартире у седовласого Файнберга, недавно издавшего книгу «Математика. Кибернетика. Эстетика», которую перед её изданием дал мне для рецензии Мерзон.

Нам было о чём поговорить. Дискуссия получилась острой и полезной, на мой взгляд, для всех её участников, особенно для меня: она укрепила мою уверенность в необходимости опубликовать свои мысли о красивом и прекрасном.

С опубликованием оказалось непросто. В редакции газеты «Комсомольская правда», куда я принёс статью «О законах красивого и прекрасного», мне сходу дал от ворот поворот какой-то молодой черноволосокудрый её сотрудник: «Вы критикуете «Эстетику» Борева, изданную «Политиздатом». Он нам не по зубам».

В издательстве «Просвещение» меня принял исполнявший обязанности директора человек, твёрдо уверенный в том, что каждое его слово столь же весомо, как он сам. Я сжато изложил ему содержание предлагаемой издательству книги «Воспитание красотой» и услышал: «Тысячи лет величайшие умы человечества бьются над решением проблем эстетики, а вы здесь разом решаете их, - вы, простой провинциальный учитель!»

- Альберт Эйнштейн открыл закон относительности, будучи простым лаборантом. Ему можно - другим нельзя? - возразил я московскому Бывалову.
- Ну-у… Вы умрёте не от скромности!
- Желание делиться найденным нельзя отождествлять с нескромностью.

Общего языка мы не нашли.

Ведя в последние годы работы в школе факультативные курсы истории мировой культуры и дизайна, я ещё более укрепился в мысли, что давно задуманная книга о природе красивого и прекрасного и их законах нужна.

С выходом на пенсию   намерение написать такую книгу удалось реализовать. Она опубликована в 2012 году издательством «Немецкая национальная библиотека» с названием «Эстетика и этика во всех сферах жизнедеятельности человека».

Студентка бауманского технического университета, случайная попутчица в поезде, увидев в моих руках эту книгу, попросила её на вечер. Утром следующего дня вернула монографию, сказав, что она, будущий специалист в области технического дизайна, нашла в книге много очень полезного для себя. Она поблагодарила меня за книгу, а я её за её добрый отзыв о ней.

Но ещё более благодарен я Сергею Мохову.
   

Сергей Геннадьевич Мохов. (Фото 1975 г.)

Инженер, поэт, талантливый художник, он прочитал книгу предельно внимательно и принёс мне несколько плотно исписанных листов с критическими замечаниями. Они стали предметом многочасовых дискуссий: оппонент был серьёзный, заинтересованный в безупречности исследования, и я поблагодарил его за благожелательную дотошность.

ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ

Так же, как о законах красивого и прекрасного, много думалось и думается о жизни и смерти, конечном и бесконечном, времени и пространстве, религии и церкви, вере и безверии, материальном и духовном, о судьбе России, её народа, их руководителях. Разве ты, читатель, не задумывался об этом? Поразмышлять бы вместе: материальны или нет время и пространство, бесконечны они или конечны?  Допущение, что мир создал бог, вызывает вопрос: а кто создал самого бога? Вопросы, вопросы, вопросы.

ОДНО ДРУГОМУ НЕ В ПОМЕХУ, А В ПОМОЩЬ

Школа, спорт, изобразительное искусство, наука шли рядом с журналистикой, беллетристикой, стихами, политикой, общественной работой, заботами дачника (сад-огород, пчелы, кролики, свиньи, коза, курицы, гуси), рыбалкой, охотой, - как громкой (за пушными и пернатыми обитателями наших лесных и водных угодий), так и тихой (за грибами и
 ягодами).
 

На грибной охоте в компании с А.В.Покровской, Г.И.Путинцевой и Ф.Н.Зыкиным.

С рыбалкой и охотой связано много невероятных историй, часть которых нашла отражение в книге «Про Афоню вятского, мужика хватского»

Все эти сферы жизни сложно переплетались, но не мешали, а только обогащали одна другую.

Правильно говорят: лучший отдых – смена занятий.

 
Работу тяжкую не хаю,
С трудом и с отдыхом дружусь:
Когда тружусь, я отдыхаю,      
И, отдыхая, я тружусь,

Художественное творчество, в том числе в области словесной, было и остаётся для меня лекарством от любой усталости. И не только: «Поэт в России – больше, чем поэт».

СТИХИ

Первое стихотворение – «Свиньи» - школьное подражание Маяковскому, который вошёл в меня ещё с поры детского сада. Слова кумира: «Не делайте под Маяковского, а делайте под себя», - тогда мною ещё не были прочитаны. Больше всего побуждал попробовать себя в стихах пример Бармина.

Человек - натура соревновательная. Стал напрягаться, чтобы написанное стихами было не хуже, чем у Юрия.

Был и ещё один мощный вдохновитель – Любовь. Соловья можно понять. Нетрудно понять и влюблённого юношу. А дальше – инерция. Человек входит во вкус. Как наркоман не может без дозы, так и поэт без мук и радости самовыражения.

У Пушкина: «Духовной жаждою томим…». У меня была жажда попробовать себя во всех жанрах словесного творчества.  Пересматриваю гору общих тетрадей, заполненных в течение прошедших десятилетий стихами и прозой, - чего тут только нет! Вот выписки из Маяковского, Шекспира, Хайяма, Рубцова, Платонова и множества других, до кого хотелось дотянуться. Против самых ярких «жемчужин» стоят один или несколько знаков восклицанья. Их больше всего против «Пора эту сволочь со стен Китая кидая!» (Маяковский). Какая игра слов! Какая внутренняя рифма! И ещё -  у того же поэта: «Гром из-за тучи, зверея, вылез, громадные ноздри задорно высморкал».  Бесподобное наслоение сразу нескольких изобразительных средств: тут и олицетворение, и метафора, и гипербола, и звукопись! Вот это мастерство!

В каждой тетради рукописей – одна две страницы – кладовые рифм, - не простых, а полных, каламбурных. Приходила в голову драгоценная рифма -  в дороге, за обедом, на каком-нибудь совещании, во время разговора – она запоминалась, записывалась и впоследствии довольно часто использовалась в стихах.

 
- Не вы, но Сима
Невыносима.

- Погорел на чём?
- Анатомия.
- Ну, а ты на чём?
- А на том и я

Каламбуры, игра слов очень нравились мне у Дмитрия Минаева. Хотелось идти дальше – искать полные составные рифмы не из двух, а из трёх и более слов, даже делать полностью созвучными целые строки.

Накопил большой цикл каламбурных двустиший, так что можно считать этот жанр фирменным. Потому именно с него и начат сборник избранного в сатире.

Привлекали трудной краткостью эпиграмма и дружеский шарж. Эталоном взял для себя эпиграмму неизвестного автора:

 
Что ты меня лечил, слух этот лжив:
Я жив.

Восхищали и восхищают шедевры Минаева. К примеру:
 
По улице бежит собака.
За ней Буренин, тих и мил.
Городовой, смотри, однако,
Чтоб он её не укусил.
    
Блеск! Как достичь подобного?  Путь один, банальный: стремиться к этому и работать.  «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!» Можно понять мою радость, когда я услышал слова одобрения от скупого на похвалы Овидия Любовикова в адрес четверостишия:

 
Поэт оправдывался тем,
Что не находит в жизни тем.
Ему ответим в простоте мы:
 - Поэтов сами ищут темы.

Владимиру Ситникову запомнилось четверостишие о Владиславе Заболотском:
 
В газету прочно он засел.
И как на нём сказалось это?
В газете он собаку съел –
Газета съела в нём поэта.

ВЫСШАЯ НАГРАДА

Высшая награда юмористу и сатирику – всеобщий смех над теми, о ком он говорит. Дружный смех не раз я слышал при чтении двустишия:

 
Он трезвый не буянит никогда.
Одна беда – он пьян всегда!

Помню улыбку Юрия Корзоватых, вызванную строками:
 
Исполняет соло Нина.    
 - Свеж ли голос? – Солонина!

Чаще всего именно двустишиями и четверостишиями сопровождались карикатуры и дружеские шаржи в стенных, светозвуковых и других газетах, книжных изданиях.

Особое место среди четверостиший занимают частушки. Каждая живёт самостоятельной жизнью, но любит красоваться в компании.  Я предпочитал выпускать их сериями: политические, строительные, дорожные, экологические, медицинские, школьные и т. д. Вот – ельцинские:

 
Мне пиликал на гармошке
Камдессю. Мотив не наш.
Под гармошку да кормёжку
Как не спляшешь, понимашь?
 
Говорят, что я-де Биллу
Угождаю, впавши в раж, -
Уподобился дебилу.
Я не верю, понимашь!

Что Немцов, Чубайс – звери,
Всё сжирают – ждёт тюрьма ж!-
В это я хотя и верю,
Не отдам их, понимашь!

Пью… Конечно, для здоровья,
Ведь болезней разных тьма ж!
Соответственно коровья
Дозировка, понимашь!

Как Верховный, я от скуки
По Чечне проделал марш.
До сих пор стираю брюки:
Обмарался, понимашь.

Срам: бунтуют даже в школе.
На заводах ералаш.
Я такое не позволю!
Всё министры, понимашь!

Перетряхивать их надо.
Есть ещё во мне кураж.
Вот как врежу! Слышишь, стадо?
Вот как вмажу, понимашь!

Поднимаю Русь… на дыбу
И любуюсь, впавши в раж.
Аплодировать могли бы
Руссияне, понимашь!

У меня повсюду прибыль
И охранников, и… краж.
Похвалить меня могли бы
За прибавку, понимашь!

На компартию, на глыбу,
Я нагадил – не сама ж!
Орден высший дать могли бы
Мне за подвиг, понимашь!

Русь пропил. Проел Турксиб и
Россельмаш и Уралмаш.
Высечь…скульпторы могли бы –
 По заслугам, понимашь!

ПАРОДИИ

Пародия, - попросту говоря, передразнивание. Несложно передразнивать жест, походку, мимику человека, совсем другое дело - смешно копировать стиль писателя, поэта, музыканта, художника.

Хорошо помню работу над пародией на Евтушенко. Понадобилось «перелопатить» всё, что было доступно мне из опубликованного поэтом, и определить не только  наиболее характерные особенности  его  индивидуального стиля – стремление быть афористичным и пристрастие к парадоксам, - но и особенности «внутреннего портрета»  объекта  пародии - плохо  скрываемое желание подчеркнуть свою масштабность. И только тогда, когда я «вжился» в автора «Идут белые снеги», влез в его шкуру, получилось то, что заставило доктора литературоведения Михаила Трофимовича Пинаева сообщить мне в письме: читал  пародию коллегам по кафедре – смеялись.

Привожу пародию:

 
Я - НЕ Я
И лучшие мужчины – это женщины
Евг. Евтушенко.
 
Всё на свете осилю.
Говорю не тая:
- Я – не я. Я - Россия.
А она – это я.
 
Никогда не петляю,
Ненавижу петлять.
Напрямик заявляю:
- Дважды два – это пять.

Высший чин – кто без чина.
Я в бесчинство влюблён.
Стенька – лучший мужчина,
Значит, женщина он.

Иду. Следом – плохие.
Шёпот слышит душа:
- Женька!.. Пишет стихи   и
Дочего хороша!

- Да! – скажу не спесиво,
Правду-матку ценя.-
Я красив… Я красива!
Полюбите меня!
 
Бывало, однако, и так, что хватало для пародии на поэта всего нескольких строк. Александра Балыбердина больше всего рассмешила пародия на Сергея Баруздина «Зримая примета», поводом для которой послужила лишь одна фраза - «Вижу сотни незримых примет». Пародия получилась такой:

 
Стали люди, и даже родня,
Сторониться тихонько меня.
Говорят, с ним-де что-то такое,
Он всё больше-де нас беспокоит:
Утверждает, что видит предмет,
А предмета-то вовсе и нет!

Виктор Мясников больше всего смеялся, прочитав совсем короткую пародию:
 
БУДУ УЧИТЬСЯ
У глухоты и у глухонемого
Учись…
В. Карпец.
 
Мне от читателя капец:
- Чтоб не страдала наша мова,
Всечасно у глухонемого
Учись, Карпец!

Достойными пародии мне показались стихи Елены Ананьевой «Такси»:
 
Спокойно. Ничего мы не поймём.
Мороженое купим и пойдём.
Но лишь дойдём до первого угла.
Вот так-то, брат, такие вот дела.
Не нервничай. Свободное такси
Свезёт меня. Куда ни попроси.

Никогда мне не было самому так смешно, как тогда, когда рождались строки пародии на приведённые выше стихи:
 
Держись за стенку! Понял или нет?
Ты что нашёл там? Несколько монет?
Мороженое купим и пойдём.
Вставай! Я рядом. Где-то тут мой дом.

И ты спокойней!.. Тоже не могу.
Но ты об этом завтра ни гу-гу.
Ни дома, ни на службе. Слышишь?.. Даже!
Ну, ты даёшь! Иди и ты туда же!

Не нервничай! Терпи. В себе неси.
Сейчас возьмём свободное такси.
В моей квартире тёплый туалет.
Не понял?.. Кто тут?.. Выключите свет!

Кому платить? За что? Не поняла.
Пила?.. Нет, не топор и не пила!
Мой дом? А вон он – первый от угла…
Дойду. Сама. Да-да… Уже дошла

Поднялась рука на самого Пушкина.  Строкой: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной…?» - он дал повод написать пародию «Слыхали львы».

Как-то пришла в голову мысль сделать пушкинское «Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила» основой для пародирования (здесь лучше сказать имитации) индивидуального стиля различных поэтов. В результате появилась большая серия имитаций, дававшая ответ на вопрос: а как бы написали о царскосельской статуе Маяковскаий, Есенин, Блок, Бальмонт, Чуковский и т. д.? Кто сказал бы о ней примерно так: «Деваха о камень кувшином хватила: буржуйский кувшин - пусть он будет ничей! Могучим ударом скалу своротило. Дыра! Из дырищи – пожалте! - ручей…»? А у кого получилоь бы следующее: «Если в мире тысячи джигитов допустили, чтоб сосуд, звеня, под ноги горянки пал разбитый, значит, рядом не было меня!»?

Я задавал эти вопросы знакомым писателям и поэтам. Безошибочно ответили на них Овидий Любовиков и Лев Лубнин. Радовался. Это означало, что стилистическая неповторимость избранных для подражания поэтов угадана правильно. Затруднения в ответах возникали только там, где характерное выявлялось недостаточно ярко. Например, в пародии на Ахмадуллину:

 
Бестрещинности трепетно взыскуя,
Руины урны чтит слеза твоя.
О дева! Разумей: ты – это я
Над урною своей судьбы тоскую.

Но лучшего варианта для пародии на Беллу я не нашёл.
 «История государства российского» Алексея Толстого пробудила желание подхватить озорство одного из создателей Козьмы Пруткова – продолжить его стихотворную пародию на русские летописи:

 
Я, при уме убогом –
Витяшкою зовут, -
Алёшки лёгким слогом
Продолжу тяжкий труд.

Труд был действительно тяжким: требовалось дать предельно лаконичные и точные характеристики руководителям страны последнего столетия. Не всё удалось, но Хрущёв, Горбачёв и Ельцин, кажется, нарисованы верными красками:
 
На трон залез не кит, а
Проворный, как налим,
Пронырливый Никита,
Вчерашний подхалим.

…Ему на смену бойко
Мишутка кверху – прыг
И начать перестройку
Решил с Раиской вмиг.

Рраз – мы без винограда.
Два – без больших ракет.
Есть Нобеля награда –
Порядка вовсе нет!

Озлившись не на шутку,
Тогда большой, как слон,
Свалил Борис Мишутку
И сам залез на трон.

Для коммунистов – клизму!
Все – по своим дворам!
Назад – к капитализму!
Зелёный свет -  ворам!
 
…Обман в большом и малом.
Америке – привет!
Чиновников – навалом.
Порядка только нет.
 
Леса у нас красивы,
Богаты рудники.
Умён народ в России,
А правят дураки.
.
ОТ ПАРОДИИ К СКАЗКЕ И БЫЛИ

Историю России советского и постсоветского периода я попытался осмыслить также в жанре сказки-были, назвав повествование, где есть и сатира, и патетика, коротко – «Наш путь». Эта сказка была инсценирована на одном из школьных концертов, озвучена экранной светозвукогазетой в нолинском ДК на одном из концертов в честь очередной годовщины Великого Октября, опубликована стараниями Виктора Кузьмича Запольских в уржумской районной газете и прочитана им на одном из представительных собраний в его городе. Студенческий друг, заслуженный учитель, он хранит все мои публикации, а я – самые тёплые воспоминания о всех уржумских встречах с этим порядочнейшим человеком и его славной супругой Луизой. Жалею, что до сих пор не написал дружеских стихов в их адрес.

ДРУЖЕСКИЕ ПОСЛАНИЯ

Стихов, написанных в связи с днями рождения, юбилеями, праздниками, можно вспомнить множество. Работал над ними всегда с удовольствием. Наиболее значительные из них опубликованы: это иллюстрированное  большим коллективным портретом поздравление Кировскому пединституту, отмечавшему 50-летие (в газете «По ленинскому пути»); иллюстрированные поздравления «Кировской правде» ( в книгах «Ты помнишь, товарищ» и «Правда без вариантов»).

 
 
Отдельной книжицей неоднократно издавался «Букет стихов Борису Чиркову». А достойным самых добрых слов людям: В.Сергиенкову, В.Ситникову, Ю.Карачарову, Ю.Головнину и многим другим, - посвящены строки, помещённые в сборниках «Лирика. Сатира. Юмор», «За и против». Вот некоторые из них.

ПОЭТУ ОВИДИЮ МИХАЙЛОВИЧУ ЛЮБОВИКОВУ

 
Ждёт тебя, Любовиков,-
Верим мы - любовь веков.
.
 НАРОДНОМУ ХУДОЖНИКУ РОССИИ АРКАДИЮ МИХАЙЛОВИЧУ КОЛЧАНОВУ

 
Тут смерть споткнётся об резец:
Что ни гравюра – образец!

Рад, что несколько стихотворных новогодних поздравлений поместила «Советская Россия». Прочитаны десятки праздничных приветствий не только друзьям и близким, но и родной школе, Кировскому пединституту, Нолинскому музею истории и краеведения, Перевозскому Дому культуры и т. д. – всех трудно перечислить.

Серия поздравительных стихов была написана по заказу Кировского телевидения, когда спортивные передачи в нём вёл Геннадий Геннадьевич Федяков.   В его передачах стихи о лучших кировских спортсменах сопровождались рисунками.

С особенной теплотой создавались панегирики братьям Сергею, Евгению и Борису Новосёловым, их супругам Валентине, Ольге и Марии, а также Владимиру и Ольге Култышевым, Моей задачей было найти свежие, незатасканные слова о близких людях.

Пересматривая груду тетрадей с рукописями, перечитывая сотни поздравительных строк и посвящений, ещё и ещё раз прихожу к выводу: в любом творчестве важно не количество, а качество, - и задним числом зачёркиваю серые строки, переживая жгучее чувство стыда за них, удивляясь, как мог мириться с ними.  Невзрачности в искусстве нет оправданья. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Вспоминаю, как долго отыскивались нужные строки для подписей к репродукциям картин и рисунков, опубликованных издательством «О-Краткое» в книге «Графика. Живопись»:

 
Липы на улице Нолинска (В.Путинцев. Б., кар. 1997г.)
 
Душою к липам я прилип:
Лицо приветное у лип,
У лип причёска так густа,
У лип медовые уста.
х х х

 
 

Стожки (В.Путинцев. К., см.техн. 2004г.)
 
Время делает стежки,
Пришивая к лету осень,
И о ней ведут стожки
Разговор в соседстве сосен.
х х х

 

Букет с белой сиренью (В.Путинцев. К., см. техн. 2005 г.)
 
Сиреневая пенная кипень –
Не сыщешь в мире лучше украшенья.
Повсюду к людям тянется сирень,
И человек не терпит бессиренья.

Был рад, когда получил от Лузской библиотеки в качестве подарка к восьмидесятипятилетию отлично сработанный на компьютере цветной календарь с репродукциями моих пейзажей, сопровождённых стихами автора.

ВСЕЯДНОСТЬ

Мама говорила обо мне: «Ему хоть щепок мелконько наруби - съест». Эти слова подходят не только к пище материальной. Мне интересно пробовать в творчестве всё - выразить восторг перед красотой окружающего мира, сделать приятное другу, близкому человеку, пригвоздить   негодяя к позорному столбу, поделиться с читателем раздумиями о самом важном: смысле пребывания на земле:

 
Забывчив стал я. Поутру
Проснуться – мало ли – забуду…
Что если Смерти нос утру
Пером и кистью, жив покуда?

Так появились стихи и проза о природе и «братьях наших меньших». Хотелось пропеть песнь берёзе, оду рябине, гимн яблоне, каждому из крылатых и четвероногих наших друзей. Не только рассказать о хорошем и тревожном в нашем яростном мире, но и помочь хорошему, помешать мерзкому. Вот почему пейзажное, философское, гражданское и сатирическое у меня рядом. Это нашло отражение и в названиях книг («Лирика. Сатира. Юмор», «За и против»), и в их содержании («Про Афоню вятского, мужика хватского», «Нолинские чудаки», «Ноля вострокопытая. Страницы истории нолинского спорта», «Крутится-вертится. Нолинские страницы истории культуры Вятского края», «Букет стихов Борису Чиркову» - книги о положительном; «Обитаемый остров», три сборника басен: «Гвоздь», «Эхо» и  «Целебный яд»; сборник «Сатира. Избранное» - книги о том, что неприемлемо, чего не должно быть.

О ВЕЛИКИХ, ДОСТОЙНЫХ И ИХ АНТИПОДАХ

В равновесии плюсового с минусовым находятся газетные и журнальные статьи - публицистика. С радостью и одновременно с огромным чувством ответственности создавались статьи о Пушкине, Льве Толстом, Ломоносове, Лермонтове, Некрасове, Салтыкове - Щедрине, Чехове, Ленине, Николае Островском, Борисе Чиркове, Борисе Покровском, Анатолии Савиных, Юрии Корзоватых, Юрии Карачарове и других Людях с большой буквы. И с презрением, гневом – об их антиподах, пигмеях Сванидзе, Радзинском, Горбачёве, Ельцине - «ельциноидах», как любил их называть Карачаров.


 
 
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
 
 
Пользователь
Добрый день: Гость

Группа: Гости
Вы с нами: дней
Случайное фото
Случайная статья
Маландин Герман Капитонович
Просмотров: 1597

"Но мы живём, чтобы оставить след...". Памяти депутата М.Лихачёва.
Просмотров: 758

Художник Борис Касков
Просмотров: 1250

Новое на форуме
Никольская ярмарка в Нолинске.
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 20.05.2018
Ответов: 0
День Победы в Нолинске
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 09.05.2018
Ответов: 0
Первомайская демонстрация в Нолинске.
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 02.05.2018
Ответов: 0
Поэзия нолинчан
В середине огромной России...
Просмотров: 1210

Стихи Владислава Шихова
Просмотров: 1058

Стихи Субботина В.Е.
Просмотров: 1354

Поговорки
Погода в Нолинске

влажность:

давл.:

ветер:

Нолинск автовокзал

При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! Copyright MyCorp © 2018