Суббота, 20.10.2018, 00:17
Приветствую Вас Гость | RSS
javascript://
Меню сайта
Новые материалы
Нелли Неженцева: "Была мне Музой моя мама - А. Анфилатов"
Дата: 08.10.2018

Зеленин Д.К. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии
Дата: 04.10.2018

Тайна одной фотографии
Дата: 03.09.2018

История фабрики "Пятиугольник"
Дата: 08.08.2018

Второй после Сталина
Дата: 05.08.2018

Н.Неженцева о нолинском поэте А.Анфилатове
Дата: 04.08.2018

Из истории Ботылей и Вятского края
Дата: 29.07.2018

Соседи
Муниципальное образование Нолинский район Кировской области
НКО Фонд
Сельская новь
Нолинский краеведческий музей
Нолинская централизованная библиотечная система
Интересные сайты
Николай Левашов «О Сущности, Разуме и многом другом...» РуАН – Русское Агентство Новостей Новости Русского Мира Новости «Три тройки»
Поиск
Статистика
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

Наши учителя и школьники старались принимать участие во всех творческих конкурсах, какие нам предлагались и о каких нам становилось известно, будь это проводимый районным ДПО (добровольным пожарным обществом) конкурс на лучший детский рисунок о тушении пожаров; или международный конкурс для юных художников «Мир. Дружба. Солидарность», проходивший в ГДР, где мы получили несколько вымпелов и дипломов; или районный смотр-конкурс строя и песни и т. д.

Особенно успешным для нас явилось участие во всесоюзных конкурсах на лучшее сочинение. Староста литературно-творческого кружка Ольга Медведникова была признана лучшей среди авторов сочинений по теме «Ты на подвиг зовёшь, комсомольский билет», а Светлана Стародумова – среди авторов сочинений об отцах и дедах, ковавших победу над фашистами во время Великой Отечественной войны. Сочинение Ольги было опубликовано в «Комсомольской правде», Светланы – в журнале «Воспитание школьника».

Ольга и Светлана являлись секретарями школьного комитета комсомола, отличными спортсменами, примером для других во всём. Первая активно публиковалась в районной газете «Сельская новь». Вторая участвовала в выпуске школьной юмористической и сатирической светозвукогазеты «Ёж». В ней, тесно сотрудничая, часто взаимозаменяясь, решая общие задачи, трудились вместе со старшими – учителями - юные прозаики, поэты, художники, музыканты, чтецы, техники-электрики. В разгар работы «дым стоял коромыслом»: шум, споры, смех – счастливая, незабываемая атмосфера коллективного творчества!  

Выпуск светозвукогазет был великолепной школой всестороннего развития. Она оказалась очень полезной и для творческого роста, и для профессионального самоопределения Александру Курочкину, ставшему художником, Валерии Ситниковой – поэтессой, Тане Тимшиной – преподавателем музыки, и многим другим.

Раскрытие творческого потенциала таких, как названные выше, - заслуга всего педколлектива. «У нас не было плохих учителей», - написала ученица школы Сунцова Татьяна.
Для иллюстрации приведу любопытный случай.

Педсовет перед началом нового учебного года. За чашкой чая (тёплая домашняя обстановка должна была способствовать и способствовала сплочению коллектива в дружную семью) один за другим учителя вставали и говорили о том, что менее и что более всего удалось сделать в минувшем году, от чего следует избавляться, а что закрепить и развить в году наступающем.  Вносились изменения и дополнения к годовому плану школы, который предстояло принять. «Дирижируя» педсоветом, я время от времени объявлял музыкальные и поэтические «паузы». Пел соло под гитару Ковязин, дуэтом - учительницы начальных классов Токарева и Смирнова, пели и все вместе. Читали свои стихи Ковязина и я.

Вдруг, во время одной из таких пауз, новая учительница, выпускница Псковского пединститута, сидевшая недалеко от меня, расплакалась и устремилась в коридор.

Нашёл её там.

 - Что с Вами?
 - Здесь все такие талантливые…  А я…

Постарался успокоить псковитянку, вселить в неё веру в себя.

Жить насыщенно, полнокровно, разнообразно, творчески – вот счастье. Это и обязанность каждого учителя, каждого учительского коллектива, всего учительского сообщества. Учитель – художник, поэт. Поэты Пушкин, Некрасов, Маяковский - Учители. «Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье», - сказал автор призыва «Светить всегда, светить везде!» Моё заклинание –

 
Учитель, воспитай ученика!
Дорога к свету долго будет виться,
Ухабиста, кремниста, высока.
И на пути нельзя остановиться.

Учитель, воспитай ученика!
Учи его всегда вперёд стремиться,
Чтобы внизу остались облака
И мог он красоте миров дивиться.

Учитель, воспитай ученика!
Его ума и сердца стань частицей –
Пускай к полёту рвутся мысли-птицы
И чувства пенятся, как вешняя река.

Учитель, воспитай ученика!
Да будет как художник он трудиться,
И ты тогда сумеешь на века
В его делах красивых воплотиться.

Учитель, воспитай ученика!

Над этим много думалось. Особенно перед совещаниями, конференциями по обмену опытом, на курсах по повышению квалификации, перед учительским съездом в Москве.

Все эти форумы помнятся хорошо.

Довелось побывать в составе делегации Кировской  области или в качестве её представителя на научно практических  конференциях в Костроме (там обсуждались проблемы воспитательной работы с пионерами, рассказывал коллегам об опыте организации интеллектуальных и военно-спортивных игр-соревнований); в Липецке (анализировались показательные уроки лучших липецких словесников, были рассмотрены сильные и слабые стороны  широко разрекламированного «липецкого опыта»); в Москве (решались актуальные проблемы улучшения преподавания русского языка, обсуждались доклады ведущих специалистов Министерства просвещения и учёных-лингвистов; к слову сказать, самыми дельными, умными и яркими, лучшими по содержанию и форме были выступления простых педагогов). В Костроме, Липецке, Москве использовал малейшую возможность для того, чтобы не пройти мимо всего красивого, что там можно было встретить. Поразил тяжёлой мрачностью костромской Ипатьевский монастырь, потряс исполнением русской песни «Степь да степь кругом» хор липецкого металлургического завода в его великолепном Дворце культуры, ослепили вдруг по-новому увиденные в московском музее изобразительного искусства французские импрессионисты.

На зональных педагогических чтениях в Свердловске не читал по бумажке, а рассказывал об опыте эстетического воспитания. На эту же тему делал доклад институтский однокашник Мясников, - тот, о котором было написано: «Читает стихийно стихи Мясников». Лучшие доклады были вынесены на пленарное заседание. Впечатление от них: блеск! Мой доклад, изложенный на секции эстетического воспитания, опубликовала «Учительская газета». Не ожидал. Больше смутился, чем обрадовался: мне казалось, были более достойные доклады.

В Свердловске побывал у маминого брата Александра. Он показал семейные фотографии, газетные публикации о себе, грамоты «Почётному рабочему», активисту заводской художественной самодеятельности. Видно, в «генетическом стволе» Новосёловых сильны артистические гены.

Выкроил время и для того, чтобы добраться до окраины Свердловска, где «бросил якорь» и прочно «пришвартовался» в семейной «гавани» племянник Александра, его тёзка - бывший бравый матрос- подводник, мой старший напарник по рыбалке в Лотовщине.

 - С ответом на твой ленинградский визит! – представился я ему, открыв дверь в уютную квартиру шумно обрадовавшегося – рот до ушей - двоюродного брата. За столом он не умолкал, с блеском рассказывал анекдоты и байки, частенько повторяя: «Дико извиняюсь!»

В Свердловске был три дня. На более длительный срок от школы и семьи отрывали спортивные и военные сборы, курсы повышения квалификации учителей, курсы для школьных руководящих кадров, семинар самодеятельных художников, защита диссертации, работа в Кировском пединституте преседателем ГЭК заочного отделения и лектором по методике литературы, руководителем межфакультетского литературно-творческого кружка, наконец, курсы лечения в  различных больничных  и санаторно-курортных заведениях.

Военные сборы проходил как офицер запаса. Срок – два месяца. Место военный городок близ Нововятска.
 

На офицерских курсах. (Фото 1973 г.)

К армейскому образу жизни привыкать было не надо: многое знакомо по военно-спортивному лагерю в Шурме. Но в Нововятске -  армейское обмундирование, очень плотный распорядок дня, стрельбы из автомата Калашникова и пистолета Макарова.

Курсантом старался быть справным.  Как и другие, считал: «Всё это надо. На всякий случай».

Занимались серьёзно. Бывало, однако, и «озорничали».  Немного.

Идёт перекличка перед началом лекции по тактике наступательных и оборонительных действий:

- Иванов.
 - Я.
 - Сидоров.
- Я.
 - Петров.
- Я за него.
  - В чём дело?
 - Не усваивает он.

Общий хохот.

Перекличка перед занятиями, которые вёл специалист по боевым отравляющим веществам. Очередь дошла до фамилии офицера, отметившего накануне день рождения. Слышится скорбный голос одного из его близких товарищей:

 - Отсутствует. По уважительной причине.
 - Какой?  

- Поражение отравляющим веществом. Повышенная доза.

- Где он?
 - Спит, товарищ капитан. К вечеру будет как стёклышко.

Капитан провёл нас по своему кабинету, показал наборы пробирок, наполненных разноцветными порошками и жидкостями, а также макеты средств их доставки на вражескую территорию, всяческое оборудование для спасения от смертоносной химии. В заключение сказал: «Не понимаю, зачем всё это придумано? Человек и без этого всё равно отправится к праотцам». Оставшуюся часть занятия посвятил тому, чтобы отвлечь нас от высказанной им грустной мысли – увёл на лесную поляну, выстроил в круг и предложил в очередном порядке, по часовой стрелке, рассказывать анекдоты на предложенную им тему: «Семья», «Политика», «Чапаев» и др. Наиболее смешной анекдот выдавал, заканчивая круг, сам.

Среди курсантов выделялись участники Великой Отечественной. Их отличали не только седина на висках и более глубокие морщины, а седина в глазах, несуетливость в движениях, основательность во всём. Они вызвали у меня глубокое уважение. Я нарисовал некоторых из них.

 
 
Удавалось выкроить время и для работы над диссертацией о сатире: были написаны вчерне её первые страницы.

На курсах Кировского института усовершенствования учителей был и в качестве слушателя, и в качестве лектора. Учитель остаётся учителем, пока сам учится.

На высоком уровне читала по темам, связанным с литературой и методикой её преподавания, Мария Николаевна Старикова. Умел красиво подать свежее, актуальное в педагогике и психологии Донат Александрович Клабуков, работавший после возвращения с войны директором Кырчанской средней школы, а затем средней школы № 2 города Нолинска.  

Будучи лектором, я старался не «читать», а разговаривать с аудиторией. Мне важно было видеть выражение лиц слушателей, их реакцию на сказанное мной.

Интересны были минуты в перерывах между лекциями, проведённые в преподавательской с Якимовым и Хлыбовым. Хлыбов заведовал кабинетом изобразительного искусства, руководил курсами учителей рисования и приглашал меня для общения с ними.

Приглашал и сменивший Хлыбова Котин. Он предложил мне разработать систему уроков рисования по всей программе ИЗО для средней общеобразовательной школы, – как один из возможных вариантов «вооружения» детей знаниями законов красивого и прекрасного, о которых я рассказывал на курсах. Предложение было принято. Планы разработаны и сопровождены объяснительной запиской. Котин представил этот солидный труд на какой-то конкурс, жюри которого отметило положительной оценкой и призовым местом только объяснительную записку. И правильно сделало. Конкретные планы уроков, разработанные одним преподавателем, нельзя предлагать другим, потому что они, эти преподаватели, – ДРУГИЕ.

Как-то я спросил Бориса Фёдоровича Каскова, который вёл занятия по дизайну в Кировском профтехучилище №19: «Чьей методики Вы придерживаетесь?» Талантливый художник и педагог ответил: «Своей. Я сам методика».

Чрезвычайно интересной и полезной для меня была работа председателем ГЭК на заочном отделении Кировского пединститута.

Одно из основных впечатлений - какие же разные все хорошие педагоги и как одинаково серы все заурядные!

Было такое, что не забыть. Спрашиваю учительницу географии из отдаленной малокомплектной сельской школы, почему она пошла учиться заочно на литфак, и слышу, что одними уроками географии – их мало – большую семью не прокормишь. Глаза у многодетной географички грустные. Ей попался билет по русскому про первую и вторую палатолизации в старославянском языке, в которых ей разобраться трудно и знание которых в школе не пригодится, но незнание оценивается преподавательницей старославянского и членом комиссии Макаровой как смертельный грех. Задаю «тонущей» посильные вопросы, чтобы она могла «выплыть» на спасительное «удовлетворительно».

После экзамена Макарова упрекнула меня: «Вы бы хотели учить своих детей у безграмотных учителей?». Ответил примирительно: «Вопрос риторический. Но Вы же видели, какие у спасённой честные глаза. Уверен, что она добросовестно будет готовиться к каждому уроку».

Во время защиты дипломной работы, которая приятно удивила глубиной исследования темы, я, выслушав обоснованные восторженные оценки членов экзаменационной комиссии, один за другим стал отмечать недостатки – фактические, логические, стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные. Автор работы сникла. На лицах членов комиссии растерянность. У выпускников, переживавших за дипломницу, - что-то похожее на ужас: провал?!

Все с тревогой ждали итоговую оценку председателя. Я сказал:

 - Недостатки есть. Однако несомненные достоинства работы настолько перевешивают её изъяны, что она заслуживает оценки «отлично».

Экзаменационная аудитория взорвалась аплодисментами.

Наиболее слабыми на экзаменах были ответы на вопросы, связанные с эстетическим воспитанием, и это укрепило во мне стремление продолжать ломать голову над проблемой «Что есть красота, и почему её обожествляют люди?»

Этот вопрос не давал покоя и тогда, когда, подписав протокольные листы очередного экзамена, я отправлялся на стадион «Динамо» полюбоваться мастерством футболистов и легкоатлетов. Видел: оно там, где лучше реализовывался закон красоты «всё есть – ничего лишнего».

Ярок в памяти Ярославль, – двухмесячные курсы для руководящих кадров школы. Выдающихся среди лекторов не было, добротных – большинство. Но среди курсантов - букет ярких личностей. Рисовал их. На первом месте здесь Крылов. Под его карандашным портретом поставил надпись: «Борец».
 

Борец. (В.Путинцев. Б., кар., 1981 год )

Этот директор Нерехтской средней школы Костромской области ходил в спортивном костюме. Форма соответствовала содержанью.

Большой группой слушатели курсов съездили в его школу – «школу будущего», как все назвали её. Крылов сказал: она в постоянном обновлении, совершенствовании, которое идёт по стратегическому плану, разработанному совместно с директором совхоза, на территории которого находится школа. Директор совхоза – председатель родительского комитета и член педсовета. Совхоз- шеф финансирует значительную часть строительных и ремонтных работ в школе, помогает в приобретении оборудования кабинетов, спортивного инвентаря и пр.

Крылов, инженер и педагог с высшим образованием, - поэт, художник по натуре. Это идеал школьного директора. Учащиеся, родители, педагоги по его расчётам, планам и чертежам, под его руководством и с его участием оборудовали, используя современные достижения науки и техники, школу и прилегающую к ней территорию так, что всё, каждый сантиметр площади, работает на обучение и воспитание детей. Вестибюль школы – одновременно оранжерея, радующая глаз красивейшими декоративными растениями. Это и что-то такое, что напоминает храм изобразительного искусства: стены украшены горельефами, прославляющими науку, образование, искусство. Даже вешалки для пальто и подставки для обуви – не просто вешалки и подставки: остроумно, красиво выгнутые и покрашенные, сконструированные из отопительных труб, они обогревают и просушивают одежду и обувь. Стены каждого учебного кабинета несут наглядную сменную информацию. В каждом – кинопроектор, две из толстого тёмного матового стекла доски, задвигающиеся одна за другую. Цвет пола, стен на каждом из двух этажей и в каждом кабинете – разный, но везде светлый, мажорный.  Школа – радуга.

Спортивный зал «нашпигован» тренажёрами. В прихожей стеллаж для лыж. У каждого ученика свой лыжный комплект. Сразу за дверью из зала – лыжня, ведущая в берёзовую рощу. После урока – душ! Душевые кабины – по соседству со спортивным залом, в двух шагах через коридор.

Не понимаю, почему Министерство просвещения, показывая эту школу иностранным делегациям, не строит такие школы у нас в стране повсеместно.

Конечно, школа – не только стены. Школа – прежде всего учителя. Но и стены учат.

С Крыловым я встретился ещё раз на Всесоюзном учительском съезде в Москве. Надеялся услышать его выступление. Горел и сам желанием выступить. Увы!  Организаторы съезда (а кто же ещё?) сделали так, что доступ к трибуне получили все, кроме школьных учителей: бюрократы-управленцы, партийные и комсомольские работники, учёные, поэты (Евтушенко), артисты и т. д. и т. п.  Директор московского детского театра Анна Сакс просто нахально вбежав на подиум к трибуне, заявила ведущему пленарное заседание: «Не будете же Вы выталкивать меня отсюда, применяя физическую силу!» И говорила больше, чем положено по регламенту, на все лады хваля себя и свой театр, беспардонно выпячивая свои заслуги перед страной и всем миром.

Каждому из членов кировской делегации было что сказать на съезде, но хоть как-то поделиться накопленным удалось лишь директору   школы № 16 города Кирова Владимиру Николаевичу Патрушеву, да и то не с высокой съездовской трибуны, а в дружеской встрече с педколлективом одной из московсих школ с богатым опытом постановки профессиональной ориентации учащихся. Нам показали великолепные кабинеты, мастерские. В свою очередь Патрушев в течение полутора часов говорил о том, что делается в его школе, и москвичам стало ясно: «вятские – мужики хватские», и дело у них поставлено во всех отношениях ничуть не хуже, а даже лучше, чем в столице.

Мне единственному из земляков удалось, выстояв большую очередь, добраться до телерепортёрского пункта и записать минутное выступление, которое в тот же день попало в эфир. Поздно вечером, побывав у Валентины Васильевны Мороз, двоюродной сестры, москвички, я услышал от неё: «Видела тебя на экране». Был рад.

Но во время работы в секции по эстетическому воспитанию радоваться не пришлось. Руководитель секции, киноартист (!) Ролан Быков, начал с того, что украл у всех бесценное время, неслыханно опоздав на целый час!  Продолжил не лучше: лишил учителей слова на их съезде. Я подал письменную заявку на выступление, ждал, но так и не дождался вызова на трибуну. В перерыве нашёл председателя за сценой, назвал себя и попросил не забыть мою заявку, подчеркнув, что она была   первой.
Снова не дождался вызова. Снова в перерыве подошёл к знаменитому и уважаемому мной артисту.

Всё повторилось. И последний «раунд» прошёл для меня вхолостую. Кто только не поднимался на трибуну: говорил сидевший в коляске инвалид, исполнил народную песню руководитель фольклорного ансамбля, жаловался и что-то требовал старшеклассник из Прибалтики.  Школьного учителя – ни одного!

У меня создалось впечатление, что Быкова испугали тезисы, изложенные в моей заявке, особенно предложение заменить существующий брежневский закон о всеобщей обязательности среднего образования на закон о его гарантированности для всех, кто хочет и способен его получить.

Рядом с этим стояло предложение расширить перечень принципов дидактики принципом эстетичности обучения и воспитания, который, не мог, кажется, не прийтись по душе Быкову. Но…

В плане работы секции эстетики были встречи с художниками Неменским и Жилинским. К сожалению, общение было кратковременным, впечатление не таким ярким, как от встречи с Жуковым несколько лет назад.

 

В составе делегации Кировской области во втором ряду второй и третий слева В.Н.Патрушев, В.С.Путинцев, пятый – В.И.Нечаев.
 
Завязал с искусствоведшами, сопровождавшими нас, разговор о красивом. Они дружно выразили несогласие с моим утверждением, что у красивого и прекрасного есть законы: красота тем и притягивает, что она – необъяснимая тайна. Спрашиваю:

- А что если таинственное – один из законов прекрасного?
- Не один из законов, а суть.

С дамами вести спор сложно.

Сложно было также бороться за внесение в текст резолюции съезда поправку, перечёркивающую всеобщую обязательность среднего образования в пользу гарантированности его получения. Но наша взяла.  

Обратная дорога была заполнена обменом впечатлениями от съезда, от Москвы, комфорта двухместного номера гостиницы «Россия» (я жил в таком номере с Валентином Нечаевым).    Возмущались отношением московских магазинных обывателей к «провинциалам», которых узнавали по говору:  

 - Деревня! Приехали, чтобы нашу колбасу увезти.  

Пришлось ответить в магазине:

- Эта деревня для вас колбасу делает. Увожу отсюда домой колбасу нашего Нолинского мясокомбината: у нас в магазинах её нет – в Москву отправляем.

В вагоне пели. Особенно хорош был Патрушев. Подтягивал ему изо всех силёнок.

После съезда к преподаванию русского языка и литературы присоединил факультативные курсы истории мировой культуры и дизайн, чтобы накопить материал для книг «Воспитание красотой» и «О законах красивого и прекрасного».

Жил одновременно несколькими жизнями в одной.

Чтобы проследить большую спортивную жизнь, придётся вернуться к началу 50-х годов века минувшего.

СПОРТ

Время летних каникул использовал для осмысления проделанного зимой.

В 50 х – 60-х с 9-ти утра до 16-ти, не разгибаясь, просиживал в методкабинете РОНО над книгами и журналами, делая выписки, пополняя рукопись диссертации новыми страницами.

После 16-ти - в руки спортивный чемоданчик, копьё, диск. И - на стадион. Пробежав для разминки один-два круга, в течение часа и больше прыгал в высоту и длину. Яму для приземления оборудовал сам.

К пяти часам собирались волейболисты и баскетболисты: местные, ссыльные прибалты, отпускники и студенты. Одной волейбольной площадки оказалось мало – рядом оборудовали вторую. «Дикие команды» сражались до темноты. Тут отшлифовывались все виды подач, - силовых и коварных кручёных. Кто-то запускал мяч «свечой» высоко вверх с очень сильной передней закруткой, и тот падал не вертикально, а уходя вперёд от рук соперника. Принять такой мяч удавалось далеко не каждому. Были искусники при подаче подсекать мяч ладонью снизу, придавая ему сильное обратное вращение.  Такой мяч, перелетев сетку, над площадкой противника сначала набирал высоту и, казалось, уходил в аут, но быстро терял скорость и опускался издевательски на задней части площадки противника.

У меня получалась боковая закрутка. Я придавал её мячу уже при его подбросе и усиливал вращение резким подсекающим ударом ребра ладони по боку мяча так, что он, перелетев сетку (тогда не было ограничительных антенн), сначала уходил в аут, но делал дугу и падал на игровое поле, принося желанное очко.

ЧЕМПИОНЫ ОБЛАСТИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

В атмосфере жесточайшей конкуренции определились самые результативные подающие, нападающие, защитники, разводящие - игроки всех амплуа для сборной района. Эта сборная в 1953 году выиграла первенство области, сокрушив лучшие коллективы областного центра: «Динамо» и «Спартак», - а в финальной встрече одолев команду Котельнича.
 

Удар капитана
 

Сборная района по волейболу: (слева направ В.Путинцев, Э.Сорк, Г.Перевозчиков, Е.Штин, М.Черных, И.Гущин. (Фото 1953 г.)
 

Момент игры Уржум – Молотовск. (Фото 1953 г.)
 
Рассказ об этом помещён в книге «Ноля вострокопытая». Напомню: самой напряжённой была решающая, пятая партия.  Будучи играющим тренером и капитаном команды, я воспользовался пятиминутным перерывом для того, чтобы подкрепить силы уставших игроков, в основном бывших фронтовиков: Николая Дрямина, Геннадия Перевозчикова, Юрия Курочкина, Савелия Вахрушина и других – доброй порцией сухой глюкозы, разведённой в лимонаде. Её воздействие на организм оказалось похожим на воздействие введённого в кровь хлористого кальция.  Все почувствовали себя в состоянии грогги. Мы «поплыли»… Вместе со счётом не в нашу пользу.

Освоение организмом глюкозы длилось минут 15. За это время счёт стал 12: 0.

Разгром!

Но тут мы почувствовали звон в мышцах. Организм усвоил глюкозу. Взгляд стал ясным, движения   уверенными.  Мы перестали делать ошибки, заработали наши коварные подачи, надёжный блок и разнообразное нападение. Прошло ещё 15-20 минут, и мы сравняли счёт! Зрители дружно стали болеть за нас, и при их мощной поддержке нам удалось довести игру до победы. Она была радостной ещё и потому, что в финальной встрече против нас играл лучший нападающий турнира - наш земляк, сын бывшего директора нолинского педучилища Кардаков, непредсказуемо и мощно бивший и левой, и  правой руками.


 
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12   Продолжение следует...
Пользователь
Добрый день: Гость

Группа: Гости
Вы с нами: дней
Случайное фото
Случайная статья
Открытие мемориальной доски директору музшколы Н.П.Жуйкову
Просмотров: 309

В начале славных дел
Просмотров: 1728

Сергей Мохов. Дружеские шаржи
Просмотров: 2009

Новое на форуме
Вятский фотохудожник А.М.Перевощиков
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 08.10.2018
Ответов: 1
Нелли Неженцева. Олеся и два художника
Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 05.10.2018
Ответов: 0
Киров в х/ф "Временные трудности"
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 22.09.2018
Ответов: 1
Поэзия нолинчан
Сборник клуба "Воскресение" - "Облава". Избранные стихи и проза.
Просмотров: 370

Музыкальные произведения композитора Николая Нолинского (Скрябина)
Просмотров: 440

Виктор Путинцев. В НЕМНОГОМ...
Просмотров: 495

Поговорки
Погода в Нолинске

влажность:

давл.:

ветер:

Нолинск автовокзал

При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! Copyright MyCorp © 2018