Пятница, 14.05.2021, 07:24
Приветствую Вас Гость | RSS
javascript://
Меню сайта
Новые материалы
Из серии публикаций «Нолинск моего детства от А до Я». 1945-1965 гг. М – Мама
Дата: 11.05.2021

Из серии публикаций «Нолинск моего детства от А до Я». 1945-1965 гг. Б – Бабушка
Дата: 08.05.2021

Дневник из прошлого
Дата: 30.04.2021

Из серии публикаций «Нолинск моего детства от А до Я». 1945-1965 гг. П - Пожары, Путинцев В.С.
Дата: 25.04.2021

В.Путинцев. Рифм отточенные пики
Дата: 31.03.2021

Селенкина М. САШЕНЬКА КРОПАЧЕВА. Рассказ
Дата: 31.03.2021

Из серии публикаций «Нолинск моего детства от А до Я». 1945-1965 гг. Е – Еда
Дата: 24.03.2021

Соседи
Муниципальное образование Нолинский район Кировской области
Сельская новь
Нолинский краеведческий музей
Нолинская централизованная библиотечная система
Русские новости
Николай Левашов «О Сущности, Разуме и многом другом...» РуАН – Русское Агентство Новостей Новости Русского Мира Новости «Три тройки»
Поиск
Статистика
Яндекс.Метрика
Продолжение

Деревня Пальник
Стр. 1  2

В Реестре селений за 1891 год, в разделе «Административно-территориальное устройство», деревня Пальник отнесена к Уржумскому уезду, Сердежской волости, Мысовскому району. Причём, Пальник представлен здесь в виде отдельных 3-х деревень: Верхний Пальник (Матан), Средний Пальник и Нижний Пальник.

Деревня Верхний Пальник в данном Реестре за 1891 год представлена одним родом с фамилией Попов и 15-ю семьями. Общее число жителей – 99. Земли в среднем на 1 хозяйство имелось по 12 десятин, скота (КРС) на одно хозяйство – по 4 головы. Основные промыслы и занятия – бурлак и плотник


Деревня Пальник нижний (Федотов) в указанном Реестре представлена двумя родами, с фамилиями Михеев и Попов. Но род Михеев представлен лишь одной семьёй, а род Поповых – 21-ой. Всего жителей насчитывалось 148 человек. В среднем на 1 хозяйство имелось земли по 12 десятин и по 4 головы крупного скота. Основные промыслы – бурлак и плотник. Иначе говоря, кроме основной работы с землёй члены семей занимались промыслами, так как земля способна давать один урожай в году, а иметь деньги для приобретения жизненно-необходимых товаров нужно в каждый сезон года. 

Деревня Пальник средний в Реестре селений за 1891 год указана с числом жителей – 71 человек, 12 семей одного рода по фамилии Зараменских. В среднем на одно хозяйство имелось земли 7 десятин, крупного скота по 4 головы. Основные промыслы те же: плотник и бурлак.

Положение деревень по отношению к районному центру несколько разное: Верхний Пальник – 3 км. южнее и 14 км. восточнее; Нижний Пальник – 2 км. южнее и 15 км. восточнее; Средний Пальник – 2 км. южнее и 14 км. восточнее. Приход для всех трёх деревень один: 2-й благочинный округ, с. Мелянда, Казанская церковь. 

Следующий источник информации о данных населённых пунктах – Список населённых мест Вятской губернии за 1905 год. Как указано в пояснениях, списки населённых мест за данный период составлялись становыми приставами по предписанию губернатора А.Г.Левченко.

В данном Списке, как и в предыдущем документе (Реестре), Пальники вновь представлены тремя отдельными починками. Починок Нижний Пальник представлен в Списке 26 дворами с общим числом жителей – 159 человек. Из них мужчин было – 71 чел., женщин – 88. Починок Средний Пальник насчитывал 12 дворов с 84 жителями, из них мужчин – 43 чел. и женщин – 41. Починок Верхний Пальник в 1905 году имел 17 дворов с общим числом жителей – 105 чел.: 53 мужчины и 52 женщины.

Следующий документ о Пальниках – Перепись населения 1926 года, Список населённых мест Вятской губернии. Как указано в пояснениях, перевод списков населённых мест в вид электронной базы данных выполнен непосредственно краеведческим порталом «Родная Вятка». Все три деревни по административно-территориальному делению входили в Уржумский уезд, Лебяжскую волость и Меляндинский сельсовет.

Верхний Пальник, Мотан - имел в тот период 17 крестьянских хозяйств с общей численностью населения 99 чел., в том числе 42-х мужчин и 57 женщин. Нижний Пальник, второе название Ильичи, располагал 30 хозяйствами, из которых 29 были крестьянскими, а общее число населения составляло 161 человек. Среди них 81 чел. мужчины и 80 – женщины.  

Средний Пальник, второе название деревня Зараменская, состоял из 18 хозяйств, из которых 17 были крестьянскими хозяйствами, и имел численность населения – 86 человек, в том числе 44-х мужчин и 42-х женщин. В таблице, приведённой ниже, сведения о жителях дер. Пальник представлены без разделения на починки, в форме сводной информации. 


 
Великая Отечественная война принесла в д. Пальники невосполнимые утраты. Только по «Книге Памяти» погибших и пропавших без вести в 1941-1945 гг., отразившей информацию по Лебяжскому району Кировской области (том 6-ой), я отыскал информацию о 27 жителях деревни. Анализ списка показывает, что среди погибших и пропавших без вести солдат по 9 человек имели фамилии Зараменских и Михеев, 5 – с фамилией Попов, по одному – Буров, Крестьянинов, Смышляев и Шамов.

Вот как описывает в своих воспоминаниях родную деревню Пальники Зараменских Николай Иванович, 1951 г.р., проживающий в гор. Уржуме.

По легенде, деревню Пальники основали четыре брата, прибывших в эти края с запада России. Территориально, по условным улицам, Пальники были разделены на 4 небольших починка: Зараменцы, которые населялись в основном семьями с фамилией Зараменских; через овраг – Ильичи; далее через поле – Починок; и ещё через поле – Матан. По официальной версии, Зараменцы и Ильичи представляли Средний Пальник, ещё был Нижний Пальник – Починок, и Верхний Пальник – Матан. Население в основном проживало по фамилиям Зараменских, Поповы и Михеевы.

В начальную школу ходили в дер. Малиновку, что выше по течению Вятки, в двух километрах. Сама деревня Пальники находилась на высоком берегу Вятки. Раскулачивания в деревне не было, хотя отдельные хозяйства по тем временам жили достаточно богато, но коллективизация прошла без «кровопролития».

Основной недостаток в крестьянской жизни деревни – малоземелье. Именно по этой причине колхозный скот на весь летний период переправляли на левый берег Вятки. Дойное стадо, молодняк на откорме и даже свиное поголовье весь летний сезон кормились на заливных лугах. На правой стороне Вятки, около деревни, лугов не было, скот пасти было негде. Только уже поздней осенью, до ледохода, животных перевозили обратно и ставили на зиму на фермы.
Сейчас даже представить сложно, как три раза за рабочий день – утром, в обед и вечером, доярки переправлялись через Вятку доить вручную коров, а надоенное молоко перевозили на правую сторону, чтобы затем отвезти на сепараторное отделение в дер. Слудку, для переработки.

На личных подворьях в основном сажали картофель, под садово-ягодные кустарники землю использовать жалели. Летом население собирало дикорастущие малину, смородину, черёмуху, ежевику на природе, по берегам Вятки и напротив вытекающей реки Лудяны.

Второй жизненно важной проблемой в Пальниках было отсутствие воды. Воду из Вятки приходилось носить в вёдрах на высокую гору. Особенно тяжело эта процедура давалась зимой. Сколько раз я падал с вёдрами в процессе подъёма, до сих пор помню это. В дальнейшем колхоз стал выделять лошадь с деревянной бочкой, на которой мог привезти воду любой желающий для своего хозяйства. Дорога на лошади от Вятки составляла примерно полтора километра. В целом в деревне насчитывалось примерно дворов 60. По 15 дворов на одно селение.

Электричество подавалось из Слудки с электростанции на речке Байсе, на ночь отключалось. До развала деревни в ней так и не было телефона. Ближайший телефон был в Слудке и в Мысах.

Ну и конечно, деревенские жители были бесправны, у них не было паспортов, и они не могли сменить место жительства. Справки из колхоза на получение паспорта доставали по великому блату. Ну, а если ещё нужный в колхозе человек, то эту справку не получить.

Отношения между жителями деревни были добропорядочными. Если иногда случались скандалы, то очень редко. У нас в деревне не было принято давать клички и прозвища однодеревенцам, как это практиковалось в соседних Мысах, где их имели от мала до велика. Детей послевоенного поколения в Пальниках было очень много, как много было женщин, потерявших на фронте мужей. Не боясь дурной славы, вдовы заводили знакомства и рожали детей. До настоящего времени в народе живут слухи, что чей-то папа «сгульнул» на стороне. Поскольку было много однофамильцев и одинаковых имён, нас, ребятишек, звали по именам матерей: Колька-Марьин, Колька-Нинин, Колька-Марусин и так далее. 

После окончания начальной школы в Малиновке мы продолжали учёбу в Мысовской 8-летней школе. Отношения с ребятами из Мысов были нормальными, без ссор, драк и неприязни. Возможно, потому, что все мы жили на равных, ничем особенным не выделяясь друг перед другом. Летом все работали в колхозе: возили на волокушах копны, загребали сено, пололи огороды от сорняков, собирали картофель, выдёргивали лён, работали с зерном на токах. По вёснам заготавливали для школы дрова: старшие ребята работали с бензопилами, младшие – кололи дрова и складывали в поленницы. Работа никого не испортила. Я всегда вспоминаю с благодарностью годы учёбы в школе, замечательных учителей, которые вкладывали в нас не только знания, но и души.

Во время гражданской войны, старожилы рассказывали, что под деревней Пальники произошёл бой между «белыми» и «красными». Белые, «степановцы», были на левом берегу Вятки, красные - на пароходе. Потом красные причалили к берегу и похоронили восемь человек бойцов. Никаких надписей и знаков на могилах оставлено не было. После войны никто не приезжал, так и осталась могила безымянной».


Село Вотское
 
В книге «Лебяжские хроники» Дмитрия Казакова датой рождения Вотского назван 1680 год: «Основана д. Вотская, будущее село, население в которой в округе последующие годы в большинстве своем стало старообрядческим».

Согласно легенде, переходящей из одного источника в другой, первыми поселенцами здесь были вотяки (удмурты). До их появления на месте Вотского были непроходимые леса и болота. Именно удмурты стали корчевать леса и осваивать эту местность. Позднее сюда пришли старообрядцы, и поселение стало расти. Селом Вотское стало по указу Синода (государственный орган, созданный при Петре Первом) от 10 января 1895 года. В 1900 году в селе поставлена Вознесенская церковь, привезённая из села Ветошкино. Приход в то время состоял из 8 селений и насчитывал православных – 2319 чел. и старообрядцев, – 474 человека.

3 мая 1883 года вышел закон царя Александра Третьего «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских», которым разрешалось старообрядцам строительство своих часовен и молитвенных зданий. В этой связи между 1906 и 1911 гг. была построена поблизости от дер. Комарово каменная старообрядческая церковь, в возведение которой были вложены средства лесопромышленников.

Согласно книги «Вятская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859-1873 годов», в деревне Вотская проживали 741 человек и имелось 56 дворов. Мужчин было 341, женщин – 400. В среднем на 1 двор приходилось по 13,2 человек.  
По Реестру селений на 1891 год, как следует из «Книги Вятских родов» В.А.Старостина, Вотское состояло из 735 жителей, куда входили 120 семей из двух родов. Род Лапшиных включал 70 семей, а род Щелчковых – 41 семью.

В среднем на одно хозяйство приходилось по 16 десятин земли и по 4 головы скота (в пересчёте на крупный). По административно-территориальному делению Вотское входило в Уржумский уезд Вятской губернии, Сердежскую волость.

По Списку населённых мест Вятской губернии за 1905 год, в селе Вотское проживали в 132 дворах 798 человек, в том числе 372 – мужчины, и 426 – женщины. Кроме того, в дер. Малая Вотская в то время было 39 дворов, 246 жителей: 126 – мужчины и 120 – женщины.

По переписи 1926 года население в двух поселениях ещё более возросло. В селе Вотское в 188 дворах переписано 875 жителей (399 мужчин и 476 женщин), а в дер. Малая Вотская – в 46 дворах 222 жителя (98 мужчин и 124 женщины). 

Ниже приводится сводная таблица по численности населения в разные годы, данные получены из разных официальных источников:

 

 
1890 г.- по данным Статкомитета, в большинстве деревень Уржумского уезда пользовались деревянными сохами.
1907 г. - первая молотилка в с. Вотском.
1910 г. - первая жатка в с. Вотском.
1928 г. - в с. Вотском организован первый колхоз из 13-ти дворов.


Деревня Комарово

По сведениям, опубликованным в книге «Лебяжские хроники» Дмитрия Казакова, деревня Комарово была основана в 1825-1926 годах.

Согласно книги «Вятская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859-1873 годов», Комарово значится как починок при речке Байса. В этом починке было тогда 8 дворов с общим населением 109 человек, в том числе мужчин – 51, женщин 58. В среднем на 1 двор приходилось по 13,6 человек.  По Реестру селений на 1891 год, как следует из «Книги Вятских родов» В.А.Старостина, в деревне Комарово проживало 30 семей одного рода общей численностью 192 человека. По административно-территориальному делению Комарово входило в Уржумский уезд Вятской губернии, Сердежскую волость, Мысовский район.

В 1901 г. в д. Комарово Вотского прихода открылась братская школа для детей старообрядцев, но посещало её 2 – 4 человека в год.

1905 г.- Уржумское земство отнесло к школам с малым числом учащихся Комаровскую школу.

1913 г. - Братская школа из д. Комарово переведена в д. Паутово Вотского прихода. Благодаря таланту учителя Константина Дерябина, число учеников из старообрядцев стало быстро увеличиваться.

Между 1905 г. и 1911 г. в деревне построено молитвенное здание в каменном исполнении. Строительство проведено с согласия властей, при финансовой помощи лесопромышленников из старообрядцев (один из таковых – С. Д. Шамов, уроженец д. Паутово).

Ниже приводится сводная таблица по численности населения в разные годы, данные получены из разных официальных источников:

22 февраля 1982 г. дер. Комарово снята с учёта.

Деревня Паутово

Если принять за основу сведения, опубликованные в книге «Лебяжские хроники» Дмитрия Казакова, деревня Паутово была основана в 1794 году.

По книге «Вятская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859-1873 годов», Паутово названо починком «Паутов» при речке Байса. В этом починке было тогда 9 дворов с общим населением 116 человек, в том числе мужчин – 51, женщин 65. В среднем на 1 двор приходилось по 12,88 человек.  

По Реестру селений на 1891 год, как следует из «Книги Вятских родов» В.А.Старостина, в починке Паутов проживало 17 семей общей численностью 106 человек. Все семьи относятся к одному роду, но нет сведений о площади земли и количестве голов скота в расчёте на одно хозяйство. Нет сомнений в том, что поселение возникло как старообрядческое. По административно-территориальному делению Паутово входило в Уржумский уезд Вятской губернии, Сердежскую волость, Мысовский район.

Самым крупным уржумским предпринимателем, лесопромышленником дореволюционного времени, был уроженец дер. Паутово, купец, выходец из старообрядцев - Савва Дмитриевич Шамов.  В Паутово у него было два солидных двухэтажных каменных дома. Отсюда он повел торговлю лесом. 

Его крестьянские предки жили здесь поколениями, сохраняя свою древнюю веру. В конце 1880-х гг. Шамов начинает свою деятельность по сплаву и продаже вятского леса по Волге в низовые города, в Царицын и Астрахань, после чего переезжает в Уржум, откуда дело было вести удобнее. Дом в Паутово он оставил сыну Осипу.

Ниже приводится сводная таблица по численности населения дер. Паутово в разные годы, данные получены из разных официальных источников:

 

Решением райисполкома № 608 от 27 сентября 1961 г. дер. Паутово была включена в список неперспективных деревень, после чего поселение очень быстро обезлюдело.

Эмоционально, душевно и с огромной любовью описывает в своих воспоминаниях деревни Комарово и Паутово Ветошкин Н.П.

Воспоминания о деревнях Комарово и Паутово Ветошкина Николая Петровича, 14 апреля 1956 года рождения, проживающего в пос. Дороничи.

- Деревня Комарово Лебяжского района Кировской области обосновалась на живописном левом берегу говорливой, лесной речушки с таинственным названием Мунарка, которая берёт своё начало возле деревни Бурдёнки и течёт строго на юг, а около деревни Светлый Ключ делает поворот практически на 180 градусов и продолжает свой путь на северо-восток, до впадения в реку Байса.

     Мне в своей юности неоднократно доводилось наблюдать первозданную красоту природы: утром, в начале лета, из-за леса всходит солнце, от речки поднимается белесый, сказочный туман, а в тихом омуте величаво и грациозно скользят по поверхности воды кряковые утки. На прибрежной траве, ветках кустов и деревьев блестит изумрудами обильная роса, а вокруг стоит необычайная тишина. Вот в такой природной красоте жили наши предки, а мы, к сожалению, очень поздно осознаём, что потеряли это великолепие безвозвратно, покинув родные места, птицами разлетевшись по городам и весям. Питаясь многочисленными родниками с обеих сторон, речка Мунарка набирает силу, извиваясь и резвясь между крутыми холмами, до деревни Паутово. Правый берег речки порос сплошным смешанным лесом, преимущественно елью и пихтой, вперемежку попадается сосна и берёза, реже у самой воды - кучерявая осина. Вода звонким журчащим потоком ласкает берега. Между тихими омутами облюбовала место ольха. В густых зарослях нежного ивняка, а местами в пойменных луговинах, из-за поворота открываются роскошные поляны сочной зелёной травы, в которых ярким веером природа раскинула заросли земляники и клубники.

По левому берегу Мунарки склон до 100 метров высотой, - голый, безлесный, сплошным ковром заросший дикой клубникой, по верху которого в один ряд приютились на солнцепёке добротные дома, рубленые из благородной сосны, с тесовыми воротами и калитками в могучих строганых столбах, с коваными щеколдами, объединённые общим названием Паутово.

В середине деревни на возвышенности красовался трёхэтажный купеческий дом, сложенный из красного кирпича – усадьба лесопромышленника Шамова.

Через дорогу, на нижней стороне улицы, был с любовью разбит яблоневый сад с многочисленными ягодными кустами и вишней, в глубине сада были построены подвалы со сводчатыми потолками, тоже из красного кирпича, соединяясь с усадьбой подземным ходом, в них хранились продукты питания для барского стола. Под горой на берегу Мунарки были выполнены рукотворные водохранилища площадью до 100 квадратных метров. В одном содержалась стерлядь, осетры, белуга, в другом – сомы, судак, сорога, окунь, подуст и голавль. Рыбу сетями и оханами ловили в реке Вятке и в бочках с водой привозили и отпускали на сохранение в эти садки. Это давало возможность в любое время свежую рыбу ловить намётом. Сухой лог раскинулся с запада на восток, словно огромный кит с двумя отложками-хвостами, протяжённостью от полутора до двух километров в сторону Паутовских логов одной стороной, и другой лог соединялся с левым берегом речки Мунарка, тем самым разделив поселения, – конец деревни Паутово и начало деревни Комарово. Последняя начинается с величавого божьего храма – молельного дома старообрядцев. Это на сегодня единственное строение на всю округу.

Сухой лог во время обильного таяния снегов так «играл» вешними водами, что шум уходил очень далеко, особенно в вечерние сумерки, когда воздух особенно прозрачен и чист. Тонны воды с большой скоростью вливались в речку Мунарка, после чего вниз по течению вода резко поднималась, затопляя пойменные луга, вплоть до впадения в речку Байса.

И вот в такое весеннее половодье 14 апреля 1956 года я появился на свет божий. Около нашего дома росла вековая ива, толщиной в два охвата. Дом был очень ветхий, и потому мама купила другое жильё в дер. Паутово, построенное по-хозяйски: ограда крытая, амбар, хлевы для скота, сени, в ограде тротуар из половых досок, большая клеть из однорезника. Со слов мамы, когда переезжали из Комарова, я ни за что не хотел уезжать из родного дома и говорил, что буду жить тут один. Запомнился случай. Старший брат Шура вставил вилку от радиоприёмника в розетку электрическую, в результате короткого замыкания отгорели провода снаружи дома, а брат отделался испугом.
Все очень ждали прихода весны, а по первым проталинкам бегали босиком, собирали песты на поле, ели сивериху (шишечки-цветы хвойных деревьев – ели и сосны), собирали землянику, ходили за диким луком, по грибы. В дер. Паутово жили две соседки-старушки. Марфа была грамотной, но слепая. Вторую звали Елизавета. И вот мы, ребята, пошли с ними на поминки в деревню Слудка. Подходим к большой слудской горе, Марфа и говорит: «Так вот, дети, на земле есть горы, что выше неба». Мы так и не могли понять, как горы могут быть выше неба. Но в 1977 году, будучи по туристической путёвке на Кавказе, когда группа поднялась на вершину в 5 тысяч метров над уровнем моря, я вспомнил слова Марфы: действительно, облака плыли значительно ниже нас, стоящих на вершине горы.

Паутовское поле от Сухого лога до Светлого ключа в 1960 году было засеяно кукурузой. Годом ранее, после поездки в США Н.С.Хрущёва, правительством была поставлена цель "догнать и перегнать Америку. В ходу был лозунг «Кукуруза – это мясо, кукуруза – молоко». Нужна была надёжная кормовая база для крупного рогатого скота. И само решение было верным, только использовать кукурузу следовало в разумных пределах.

Кукуруза на паутовском поле вызрела очень хорошая, было много крупных початков, и мы, ребятня, играли в кукурузном поле, как в лесу. Хорошо помню полёт в космос первого космонавта, Юрия Гагарина. Весна была ранняя, стояло тепло. На колхозном лабазе молотили снопы прицепным комбайном «Сталинец-6». Эти два события, снопы и космос, характеризовали степень достижений в разных отраслях – сельском хозяйстве и освоении космоса. Сельское хозяйство того периода было очень слабо оснащено техникой, и практически все технологические операции, за редким исключением, проводились вручную и на лошадях. 

 
Из истории пароходства на Вятке

Природа наградила наш регион такой протяжённой и полноводной рекой, какой является Вятка. Сотни лет назад река привела на свои берега первых поселенцев, которые нашли здесь приют и дали жизнь последующим поколениям. Благодаря реке, на её берегах образовались города, посёлки, сёла и деревни, в итоге - она стала их матерью. Многие годы Вятка выполняла одновременно хозяйственные и пассажирские функции. Поблизости от реки стали строиться разного рода заводы, открывались рабочие места, так необходимые для многодетных крестьянских и рабочих вятских семей. Река Вятка в буквальном смысле слова поила людей своей неповторимой, «серебряной водой», то есть была своего рода гарантом здоровья.

Самый первый пароход с символическим названием «Вятка» прибыл в город в 1861 году и являлся буксиром. С 1873 года по реке стали курсировать не только пароходы буксирного типа, но и пассажирские.

Любое дело доводится до успешной реализации задуманного, когда образуется союз деловых людей, способных договариваться и объединяться. Как отмечается в исследованиях краеведов (Портал Вятка), первое пароходное товарищество на Вятке было образовано в 1858 году, а его организаторами стали вятские купцы А. Куклин, В. Столбов и И. Чудиновских. 

Другим успешным детищем в истории вятского пароходства стало «Товарищество Волжско-Камско-Вятского пароходства», образованное тремя другими предпринимателями Вятки – Т.Ф.Булычёвым, П.И.Александровым и Я.Ф.Тарышкиным. Этот союз состоялся в декабре 1901 года и имел в собственности 36 пароходов.

К 1914 году пассажирские потребности на реке Вятке обслуживали 7 двухпалубных грузопассажирских пароходов, и ещё 11 – однопалубных.

В 1918 году весь флот в г. Вятке был национализирован с одновременным созданием районного управления водного транспорта, которое позднее стало именоваться как «Вятское речное пароходство» (ВРП). В рамках единого речного предприятия осуществлялась перевозка народно-хозяйственных грузов, транспортировка пассажиров, ремонт флота.

В материале «Серебряная река Вятка. Тогда и сейчас» - автор публикации, Ульяна Колпакова, описывает в том числе историю развития судоходства на реке. «По берегам реки были построены десятки предприятий: Кирсинский железоделательный завод (1729), Песковский чугуноплавильный завод (1771), Спичечная фабрика (1873), Лесопильный завод (1924), Кирово-Чепецкий химический комбинат (1939) и другие. Кроме материалов, изготавливаемых на них, предметами вывоза были хлеб, лён, кожевенные товары и меха».  

По описанию Ульяны Колпаковой, «к 1924 году на реке появилось 70 пристаней, 19 из них – дебаркадеры (плавучие пристани), а всего по Вятке ходило 88 судов, 11 из них – пассажирские пароходы. На протяжении почти всего 20 века река была основной транспортной артерией региона. В конце 80-х годов объёмы перевозок на Вятке превысили 1,5 миллиона человек. Но переориентация на рыночную экономику в 1990 году и перевод речного судоходства в частные руки уменьшили объём перевозок. В 2003 году Вятское речное пароходство и вовсе было объявлено банкротом».

Наибольшее развитие пароходство на реке Вятке получило в 60-е годы 20-го века. Именно в этот период произошло техническое перевооружение вятского флота. Затратные паровые (колёсные) суда были заменены на дизельные, более экономичные. Их мощность составляла от 150 лошадиных сил. В 1963-1964 годах пристани в Кирове, Котельниче и Вятских Полянах получили статус речных портов.

На кировском интернет-сайте «Речной порт. Семь холмов» изложена история Кировского речного порта. Согласно размещённой здесь информации, в 1959-1963 годах на смену колёсному флоту пришли дизельные пассажирские пароходы мощностью 300 лошадиных сил с возможностью перевозки до 170 пассажиров. Всего на Вятку поступило в эти годы 5 теплоходов. Все теплоходы были «поставлены на транзитную линию «Киров-Соколки». В 1967 году на реке Вятке впервые за историю стал курсировать скоростной теплоход на воздушной подушке типа «Заря». Уже к 1970 году на балансе кировского порта имелись 2 больших пассажирских теплохода «Москва-166» и «Москва-211». Эти суда вмещали до 450 пассажиров и обслуживали пригородную линию Киров-Медяны-Киров, а также проводили экскурсионные рейсы по реке Вятке.  С 1973 года ВРП стало работать «по плечевой системе на скоростных судах по маршрутам: Киров-Советск, Киров-Медведок, Медведок-Вятские Поляны-Набережные Челны». Согласно информации сайта, «с конца 1980-1990—х пароходство настиг затяжной кризис. Он привёл к тому, что 24 апреля 2002 г. ВРП было признано несостоятельным (банкротом), и началась его поэтапная ликвидация». В результате, Вятка стала рекой без пассажирских судов.


Станет ли Вятка судоходной

Думаю, что в ближайшие несколько десятков лет река Вятка в лучшем случае станет туристической. Рыночная экономика сегодняшнего дня, уровень развития региона и сложившиеся связи не способны объединить современных предпринимателей в работоспособный союз. Не в обиду будет сказано, но нынешнее предпринимательство в регионе не обладает такими качествами, как договороспособность и способность объединятся в союзы, как это происходило в дореволюционный и в после революционный периоды, когда экономика была плановой. Говорить о пассажирских перевозках по реке Вятке тем более наивно. При современном скоростном транспорте никто не пожелает преодолевать расстояния на теплоходах, кроме пассажиров на судах туристического назначения.

Правительству региона нужно сосредоточить свои усилия на сохранении в реке Вятке определённого уровня воды, на борьбу с дальнейшим обмелением. Во-вторых, решать экологические проблемы, не допуская загрязнения воды до такого состояния, когда усилия станут бесполезными.Рыбоводство в реке Вятке – ещё одно из направлений работы власти и бизнеса.


Слова далёких лет

Разговорная речь в деревнях вятской глубинки, где я родился и вырос, безусловно имела свои особенности, но не только в произношении. Многие слова, часто употребляемые в быту, литературными назвать сложно. Они родились в повседневной жизни по каким-то своим законам и прижились среди людей до такой степени, что затем передавались из поколения в поколение. В этих словах какая-то особая магнетическая сила. Когда через многие годы услышишь такое выражение, оно врывается в тебя и пронзает насквозь. Душе и сердцу становится тепло: нельзя вернуться в мир прошлого, но можно ощутить его тепло через подобные слова, исходящие из детства. Совершенно неожиданно в интернете я увидел подборку вятских слов, которые выложила на страницы женщина, назвавшая себя «Маришкой Шишкиной (Богатырёвой)». Из того, что мне удалось скачать, я оставил выражения, которые сам слышал в далёком детстве в деревнях малой родины. Слова, в употреблении которых возникло сомнение, убрал. Кое где отредактировал перевод слова, его значение, как это запомнилось мне. Наконец, дополнил список словами прошлых лет, которых на страничке «Маришки Шишкиной (Богатырёвой)» не оказалось.

Отрехо̀лок, вахла̀к — неряшливо одетый человек. 
Своебы̀шный — своенравный, упрямый.  
Недотё̀па — нерасторопный.  
Полоро̀тый — невнимательный. Упустивший то, что уже было в руках.  
Пу̀тний — хороший. Настоящий, заслуживающий внимания и подражания. 
Стомо̀й — негибкий, заторможенный, неловкий в движениях.  
Лаху̀ндра — неряшливая, неопрятная, непричёсанная женщина.  
Шаварно̀гий — неловкий в сравнении с другими человек, который идёт, ковыляя. 
Балабо̀л — болтун.  
Бу̀ка — неразговорчивый, замкнутый человек.  
Посику̀шка — ветреная, непостоянная девушка.  
Тарато̀рка — болтливая.   
Дѐковаться — баловаться, придуриваться.  
Пота̀чить — способствовать баловству младшего, позволять всё..  
Во̀шкаться — долго возиться с чем-либо, медлить.  
Ѝвкать — громко кричать или визжать.  
Уха̀нькаться, ухайдакаться — устать до изнеможения.  
Околѐть, заколѐть, озя̀бнуть — замерзнуть.  
Ла̀пать — неряшливо, небрежно трогать, прикасаться руками.  
Пришпандо̀рить — укрепить, приколотить. 
Мара̀каться — строить гримасу на лице, показывать неудовольствие.  
Ная̀ривать — делать что-то живо, бойко и весело. 
Отчибу̀чить — сделать ловко что-то неожиданное. 
Шо̀ркать — тереть, оттирать.  
Пѝчкать — насильно и чрезмерно заставлять есть или пить.  
Усвиста̀ть — быстро уйти, уклониться от работы.  
Фу̀рить — справлять малую нужду.  
Шепѐриться — занимать много места.  
Учу̀чкаться — замараться, запачкаться.  
Буро̀вить — комкать, сминать.  
Возбуха̀ть — проявлять недовольство. 
Ква̀сить — беспробудно пить.   
Изуро́чить — сглазить.  
Форсѝть — показушничать, модничать, хвастаться.  
Хвора̀ть — болеть, испытывать недомогание.  
Смы̀ться — незаметно уйти, исчезнуть.  
Чихво̀стить — отчитывать, ругать, давать нагоняй.  
Ша̀стать — бродить без дела, слоняться.  
Пои́сти — покушать.  
Стря́пать скотину – кормить.  
Хо̀дко — быстро, легко двигаться.  
Одё̀нки — остатки чего-то на дне. 
Пакшѝ — руки.  
Повё̀рка — поворот дороги. 
Суко̀тая — беременная кошка.  
Толы̀ — глаза.  
Имя̀м — им.  
Кѝсленка — щавель.  
Ма̀ка — ласковое обращение к ребенку.  
Ба̀ско, ба̀стенько — хорошо.  
Будѝ — вводное слово (буди приедешь ко мне).  
Глѝко, лѝко — посмотри, гляди.     
Си́льки — цыплята.  
Колдо̀бина — яма на дороге.  
Красноголо̀вик — гриб подосиновик. 
Лисапѐд — велосипед.  
Оба̀бок — переросший гриб или подберёзовик.  
Обу̀тки — обувь.  
Отко̀ль — откуда.  
Охо̀та — слово обозначающее желание (мне не охота ехать).   
Подѝ — вводное слово, имеющее смысл может быть (поди ещё не готов). 
Пошто̀, почто̀ — почему.  
Хайло̀ — рот, глотка.  
Ха̀ря — лицо.  
Шары̀ — глаза.
Молока̀нка — место сдачи молока. 
Э̀дак — так.  
Э̀сколь — сколько. 
Ядрё̀ный — крепкий.  
Брю̀хо — живот.  
Вё̀дро — тёплая ясная солнечная погода.  
Витвѝна — ботва картофеля.  
Жарё̀ха — блюдо из жареных грибов.  
Дуба̀к, колоту̀н — сильный мороз. 
Мана̀тки — вещи.  
Пау̀т — слепень, овод.  
Потё̀мки — сумерки, темнота.  
Тенё̀та — паутина.  
Порткѝ — штаны, брюки.  
Хренодё̀р — закуска из тёртых помидоров и хрена.
Чучме́к – грязнуля.  
Чучу́ндра – неухоженная женщина.  
Прикорну́ть – прилечь отдохнуть.  
Курку́ль – жадина. 
Морговать - брезговать
Ходить «нагишом» – голым, совершенно без одежды
Висы – волосы 
Беспутый – бестолковый, глупый


Конец главы 1

К началу

Пользователь
Добрый день: Гость

Группа: Гости
Вы с нами: дней
Случайное фото
Случайная статья
Молотов и Нолинск
Просмотров: 2562

Н.Неженцева о нолинском поэте А.Анфилатове
Просмотров: 1117

Ярмарки старого Нолинска
Просмотров: 2617

Ядрошников А.П. - создатель Музея Природы и Человека
Просмотров: 2994

В.Путинцев "Дружно - не грузно, врозь - хоть брось"
Просмотров: 977

Новое на форуме
Онлайн-выставка художников Нолинска (видео)
Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 23.04.2021
Ответов: 0
Вятский говор. Случай в колхозном автобусе (видео)
Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 30.03.2021
Ответов: 0
Парки малых городов. Нолинск.
Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 16.03.2021
Ответов: 0
г. Нолинск с высоты птичьего полёта (видео)
Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 27.01.2021
Ответов: 0
Город, который обнулили. Часть 1
Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 25.10.2020
Ответов: 0
Поэзия нолинчан
Сергей Мохов. Озеро детства
Просмотров: 2570

Стихи Любови Мартемьяновой
Просмотров: 2143

Стихотворения Путинцева В.С.
Просмотров: 3746

Поговорки
Погода в Нолинске

влажность:

давл.:

ветер:

Нолинск автовокзал

При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! Copyright MyCorp © 2021