Понедельник, 21.05.2018, 10:12
Приветствую Вас Гость | RSS
javascript://
Меню сайта
Новые материалы
Музыкальные произведения композитора Николая Нолинского (Скрябина)
Дата: 29.04.2018

Отец Иоанн Шерстенников - первый священник села Аркуль
Дата: 23.04.2018

Галерея картин кировского художника Князева А.К.
Дата: 02.04.2018

Художник А.Н.Князев
Дата: 30.03.2018

Немецкий поэт Христиан Моргенштерн в переводах Юрия Куимова
Дата: 27.03.2018

Борьба за хлеб в Нолинском уезде в 1918 году
Дата: 21.03.2018

Сборник клуба "Воскресение" - "Облава". Избранные стихи и проза.
Дата: 18.03.2018

Соседи
Муниципальное образование Нолинский район Кировской области
НКО Фонд
Сельская новь
Нолинский краеведческий музей
Нолинская централизованная библиотечная система
Интересные сайты
Николай Левашов «О Сущности, Разуме и многом другом...» РуАН – Русское Агентство Новостей Новости Русского Мира Новости «Три тройки»
Поиск
Статистика
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

“ Т И Х А Я   О Х О Т А "  (продолжение)
 
Сейчас, как только начинается грибная пора, средства массовой информации много предупреждают об отравлениях грибами, даже о том, что съедобные грибы становятся тоже ядовитыми, от которых погибают люди. Я не верю этому. Не может белый или груздь быть ядовитым, даже если растёт вблизи дороги. Конечно, необходимо воздерживаться собирать грибы вдоль дорог с интенсивным движением, всем известно, что грибы являются накопителями вредных веществ, выделяемых автомобилями, но ни в коем случае, не до смертельной дозы. Отравление происходит потому, что грибы собирают дилетанты, они порой не могут отличить сыроежку от шампиньона. Мне не известен ни один случай отравления грибами в деревне. У нас не знают бледную поганку, строчок или сморчок. Из ядовитых мы знали только мухоморы всех видов и сатанинский гриб за его изменение окраски разреза. Кроме тех съедобных, о которых я говорил выше, все остальные считались поганками, и потому ядовитые грибы не попадали в наши корзинки. А разве неопытный грибник сможет отличить молодую бледную поганку от молодого шампиньона? Порой даже считавший себя грибником ошибается. Вот поэтому сейчас шампиньон я не срезаю ножом, а аккуратно, повернув вокруг его оси, выдергиваю из земли и тогда убеждаюсь, что это за гриб. Бледная поганка внизу у ножки имеет юбочку, такую же плёночку, как под шляпкой, ножка же шампиньона голая, чистая. Я до сих пор не знаю строчки и сморчки, может быть они и попадали на глаза, но, так как к незнакомым грибам отношусь осторожно, потому и не знаю. Где-то читал, да и в народе бытует мнение, что при варке грибов, чтобы определить попались ли ядовитые, необходимо положить в суп очищенную луковицу. Это не верно, бледная поганка, содержащая самый токсичный яд, не даёт изменения цвета луковицы. Просто, грибы надо знать!

Рядом с увлечением в детстве грибами можно поставить мою страсть к ягодам. У нас не было большого разнообразия ягод: лесная малина, земляника, реже клубника и черника. Но на первое место ставлю землянику, самую вкусную, самую ароматную из всех ягод.

Как красиво выглядит букетик земляники со спелыми плодами! С поля, когда пас скот, я приносил такой букетик бабушке, и как она неподдельно радовалась моему подарку! Самой первой всегда поспевала земляника по угору в Средней Тале, куда ватагой ребятишек мы бежали, чтобы полакомиться ею, и по возможности, насобирать в туески. Здесь, на солнцепёке, ягода была мелкая, но ведь это была первая... Позднее земляника поспевала в клеверах. Среди сплошного массива клевера она занимала обширные полянки, где собирать её было одно удовольствие - ни одна посторонняя травинка не мешала. Позднее поспевала ягода в логах и на лесных вырубках. Я любил одну небольшую ложбинку за Частыми Веретеями со стороны деревни Болотное. Кроме меня здесь никто не бывал, и было приятно лазить на коленках по ни кем не мятой траве и перебирать каждую веточку ягодника. В траве в низких местах ягода крупная, сочная. Легко отыскивать её здесь, что ни ягодка - крупный рубин. Только поспевай класть в эмалированный чайник, только поклоны отбивать не ленись. По ягоды я ходил с чайником и кружкой. Чайник ставил в сторону, а собирал в кружку, чем устранял возможность случайного опрокидывания главной посудины. Иначе, выпавшую из посуды в траву, ягоду собрать невозможно. Главное - закрыть дно чайника, и вздохнёшь с облегчением. Кроме того, собирая в маленькую посудину, приятно видеть, как она быстро наполняется, а потом, пересыпав в чайник, видеть, как разом добавилось в нём. Сбор идет медленно. Но уж надышишься ее чудесным ароматом, растворенным в чистом, густом воздухе леса, окружившего ложок. Тут забываешь обо всех жизненных, пусть и детских, проблемах. Ощущение радости существования физическое, всей душой и всем телом.

Можно по-разному есть землянику. Мне нравилось обрывать ягодки из букетика, когда наряду с удовольствием, ощущаемым языком, получаешь и зрительное, выбирая из букетика, понравившуюся тебе ягодку. Но бабушка приучила меня есть землянику с молоком. Налив в миску холодного молока, положить туда предварительно размятые ягоды, и готовое кушанье хлебать ложкой, закусывая хлебом. Так предпочитаю сейчас есть садовую клубнику, на что внучки Инна и Ира смотрят с некоторой брезгливостью. Они же любят клубнику с сахаром. Но я считаю, что сахар умаляет вкус и аромат ягоды.

Вятские леса богаты малиной, этой прекрасной и полезной ягодой. Не буду говорить о её полезных качествах, они всем известны, но при простуде горячий чай с малиной и мёдом - наипервейшее средство. У деда в саду росла красная и жёлтая малина. Крупные ягоды - несколько штук и полная кружка! И пусть лесная мельче, но зато душистей и сладче. На вырубленных делянках леса малина появлялась через несколько лет, заполняя всю вырубку, и вместе с сопутствующей ей крапивой образовывала настоящие джунгли. Самый большой малинник был на Волоке, на границе нашего сельсовета с Журавлёвским. Туда по малину ходили жители многих деревень, и никто не уходил из леса с полупустой посудой. Там однажды я встретился с Васей Фоминых. В течение каникул мы не видели друг друга. Он жил в деревне Крутики и тоже пришёл с ребятами на Волок. С Васей мы учились в одном классе, и парты наши стояли рядом. До сих пор помню эту встречу в малиннике, значит, дружба была настоящей. Чаще всего мы, ерёминцы, ходили в ближайший малинник в Поскотину. Это рядом, в полукилометре от деревни. Здесь не опасались волков, рядом мельница, да и лес небольшой. А за речкой, в Бобошинском лесу, тоже малинник, только поменьше. Я редко ходил по малину в лес, хватало с лихвой садовой. Но ежегодно из Нолинска по малину приезжала дедушкина сестра Афанасья Александровна, и мне иногда приходилось её сопровождать. Она любила собирать ягоду там, где до неё никто не был, и мы уходили в дальние вырубки по Родинскому логу на Гари.

Мои родные мало варили варенья, на что требовался сахар, на покупку которого нужны деньги, а не трудодни. Бабушка сушила малину в печи на противнях, выстланных соломой. Мятую малину сушила на листьях подсолнуха, превращая в сухие лепёшки, хранить которые было очень удобно.

Изредка у нас встречались черника и брусника, но так мало, что хватало только поесть её на месте, в лесу. Отдельные полянки этих ягод были в Бобошинском лесу, а сестра Валя знала ещё где-то на Казенщине.

Вятская природа не экзотическая. Она проста, как берёзовая роща, но в сердце моём она оставила неизгладимый след. Разве ещё есть где-то душистей и ароматней малина и земляника или вкуснее белые грибы и грузди? Думаю, нет!
 

ДЕРЕВЕНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Праздники с приглашением гостей в нашем доме были редкими. Не скажу, что мои старички были не гостеприимными, нет. Наверное, время было такое, тяжёлое, голодное – не до праздников. Но тётушкино пятидесятилетие отмечалось. Прибыли родственники из Шалаг - мамины двоюродные сёстры по бабушкиной линии родства Клавдия и Таисья с мужьями, Александра Викуловна с семьёй, еще кто-то, не помню. Тася только что приехали из Воркуты, где они жили и работали несколько лет, много рассказывали о суровой жизни на Севере, о лагерях заключённых, которыми был нашпигован город, о шахтах... Таких страшных рассказов раньше никто не слыхал, и бабушка, слушая, только охала. Таисьин муж спросил меня, как учусь, чем занимаюсь. А я в то время вёл словарь немецких слов, прочтя где-то в книге новое немецкое слово, записывал его в отдельную тетрадку. Я показал гостю эту тетрадь, и Алексей (кажется, так его звали) одобрил мою работу.

Застолье началось с чаепития. Начищенный старинный самовар занял свое почётное место на столе. Вспоминая, удивляюсь, почему был принят такой порядок – в первую очередь застолья - чай? Невольно на ум приходит поговорка про вятских, у которых всё наоборот. Так же и тут - сначала чай, а потом трапеза с водкой. Не думаю, что это от жадности, чтоб, надувшись чая, гости меньше съели и выпили водки. Нет, конечно. Такова была традиция, надеюсь, которой уже нет. Попив чаю, подавалась еда, разливалась по стаканам водка. Теперь каждый уже чувствовал себя в "своей тарелке", развязывались языки, в избе становилось веселее. Я сидел среди гостей, и виновница торжества мне тоже налила в маленькую рюмочку водки. Стало быть, я совсем большой, если, как всем взрослым, и мне можно выпить!

Тетя Оля начала свою любимую песню:

Хаз - Булат удалой,
Бедна сакля твоя...

Тётя Оля пела хорошо и зачастую песни начинала она и вела их:

Как в саду при долине
Громко пел соловей.
А я, мальчик, на чужбине
Позабыл всех друзей.

Или:

Ой, при лужке, лужке, лужке,
При счастливой доле,

При знакомом табуне
Конь гулял на воле.

Пели про замерзающего в степи ямщика и забайкальского бродягу, про Стеньку Разина, бросившего в дар Волге княжну, про Ермака, объятого думой, про тонкую рябину, которая так и не могла перебраться к дубу… Музыки не было, плясали тоже под песню, такую ритмическую, как: "Пан - детинка молодой..."

Редко тогда в деревне громко гуляли. Но если из чьих-то окон слышалась песня, значит, там большое торжество, чаще всего, приезд редких и дорогих гостей. Об этом событии на следующий день знала вся округа, обсуждая в зависимости от того, кто гуляет, или с некоторой завистью, что вот опять кого-то навестили, живущие ни весть где дети, братья, сёстры, или с желчью, что, дескать, есть на что гулять.

Не помню, как тогда в деревне отмечали государственные праздники. Не отложились в памяти эти события. Но 7 ноября в день Великой Октябрьской Социалистической революции колхоз организовывал общий ужин, подводились итоги деятельности хозяйства за год, урожай к этому времени был убран, если не успела что-то накрыть своим холодным одеялом ранняя зима. Веселей, по-весеннему, было в майские праздники. Иногда к этому времени сходила большая вода, земля подсыхала и зеленела свежей травой, появлялись первые цветы мать-и-мачехи, солнце грело по-настоящему, по- весеннему. Природа тоже отмечала этот государственный праздник. А Международный женский день в памяти не оставил никакого следа.

Но по-прежнему, как и на протяжении столетий, крестьяне отмечали престольные христианские праздники: Рождество, Крещение, Масленицу, Пасху, Семик, Троицу, Покров.

Рождество... Зимнее время - свободное от крестьянских работ, и к весне готовиться ещё рано. Гуляй, крестьянин! Гадай в карты, блюдце пускай по кругу с вопросами к душам великих людей! Дурачься, потешайся! Хозяйки - всё лучшее на стол! Несмотря на мороз и снег, за окнами Рождество Христово - праздник уютный. Накануне, в Сочельник, дома готовились к встрече его: убирались в избе, топили баню, бабушка посылала меня в лес за пихтовыми лапами на новый веник. Хотя великих разносолов не было, но в избе стояли необычайные запахи: варёного мяса, наваристых щей, холодца, свежего ржаного хлеба и булочек. В Англии традиционно в Рождество стол украшает индейка или гусь. У нас не было таких диковин, но курочку бабушка обязательно сготовит.

А утром 7 января, спустившись с полатей, я устремляюсь к столу, где стоит миска с кутьёй из разваренной пшеницы с водой, подслащённой мёдом, рядом с которой - полная сахарница мёда. Сегодня все будут дома: у меня каникулы, дедушка не будет искать себе работу где-то в ограде, бабушка не сядет прясть или за челнок ткацкого станка... Только тётя уйдёт на свою почту (тогда христианские праздники не были государственными), но и тоже постарается прийти пораньше.

С Рождества, после 7 января, начинались Святки, которые продолжались до Крещения. О рождественских чудесах я имел мало представления, разве что из рассказов пасечника Рудого Панька с хутора близ Диканьки, поведанных Гоголем, накануне вновь перечитанного мной. Да ещё мои старички рассказывали, как весело раньше, в старые времена, проводились эти праздники: катались на лошадях в кошёвках, ходили ряжеными из дома в дом, славили Христа, угощались, пели старинные обрядовые песни... Но мне ни разу не пришлось колядовать, этот обряд мне не был знаком. В моей же памяти остались от этого праздника (Святки у нас называли "Страшными вечерами") только, вывернутые наружу овчиной, шубы и лица, измазанные сажей, чем парни пугали девок да старух. Как-то Николай Терентьев, вывернув шубу и сделав из тыквы маску, куда вставил горящую свечку, явился к Дуне Тимшиной и стал скрестись за дверью и мяукать. Хозяйка, подумав, что кошка просится с улицы, открыла дверь и, увидев чудовище с горящими глазами, упала без сознания. Парень, напугавшись теперь тоже не меньше женщины, выскочил на улицу, где его ждали другие ребята. Не рискуя оставить Дуню в таком состоянии, парни зашли к соседке Таисье Тимшиной и, рассказав обо всём, попросили проведать напуганную. Долго потом потешались над несчастной Дуней, коммунисткой, испугавшейся чёрта.

Со Святками, прежде всего, связаны гадания. Гадали о здоровье и смерти, погоде и урожае, парни - о невестах, девки - о женихах на картах, расплавленном воске, горящих спичках и свечках перед зеркалом, с обручальным кольцом… Все девки мечтали о счастливом замужестве и любви. Ну и, конечно, какой же девке не интересно хоть одним глазком заранее заглянуть в своё будущее! Особенно мне запомнилось гадание на поленьях, о котором рассказывала мама, когда надо подойти к поленнице задом и на ощупь выбрать себе полено. Если полено ровное, гладкое, без сучков, то супруг попадётся с идеальным характером. Если полено толстое, тяжёлое – муж будет состоятельным. Если сучков много – в семье народится немало детей, а когда полено кривое, муж будет косой и хромой. Но самым популярным гаданьем было гаданье на блюдце, которое неведомо какой силой передвигалось по кругу с буквами, и вызванный дух, чаще всего Пушкина, отвечал на заданные вопросы. Дед рассказывал, что раньше девки гадали на овине (овин - помещение для сушки снопов. К сожалению, я не знаю, как оно было устроено и оборудовано, очевидно, снопы укладывались вверху, а тепло поступало через отдушину снизу). Суть гаданья была в следующем: девушка, пожелавшая узнать характер своего суженого, с определёнными словами присаживалась над отдушиной, и вызванный дух должен был погладить по обнажённой попке. Если ощущение было нежным, то муж будет с мягким характером, если же рука духа окажется шершавой, то и рука мужа будет тяжёлой. Брат деда Захар, подслушав, когда и в чьём овине девки собираются гадать, заранее спрятался там. В полночь, потушив фонарь "летучую мышь", будущие невесты начали по очереди присаживаться над Захаром. Чтоб не спугнуть, Захар воздержался от невыносимого желания погладить первую будущую невесту. Очередной гадалкой оказалась его суженая, и Захар намеревался провести ладонью помягче, нежнее, но в темноте не рассчитал - его рука ушла слишком далеко. Девка взвигнула, от страха закричала и вместе с остальными выскочила из овина. Захар быстро выскользнул из овина и задами домов прибежал к товарищу, иначе за проделку мог и схлопотать от мужиков, которых собрали неудавшиеся гадалки.

Самым весёлым зимним праздником была Масленица. К ней готовились заранее: ремонтировали санки, делали колымаги-ледянки, сооружали шесты. Широкая Масленица - широкое гулянье! Катанье с гор на лыжах, салазках, санях с шумом, гамом, весельем. Девки и парни парами, держась за руки, друг за другом в валенках спускаются по обледенелым брёвнам шестов вниз, кто-то падает, на них успевает наехать следующая пара, там - ещё одна..., и образуется куча мала весёлых, радостных, хохочущих людей.

Дед рассказывал, как раньше, до революции, отмечались праздники, особенно, Масленица. У каждого хозяина были хорошие лошади, и мужики устраивали гонки, кто первый приедет в волость, в село Ситьму. Упряжь для выезда была лучшая: узорчатые дуги, обвитые цветными лентами, по бокам лошади к шлее пристёгивались разноцветные кисти, медная начищенная сбруя, в гривы и чёлки лошадей вплетались ленты и платки, под дугой - колокольчики два, а то и три штуки, на кожаном конском ошейнике бубенцы, лёгкие кошёвки, - всё это придавало особенную торжественность.

Мои дедушка и бабушка не были высоко религиозными, но в такие дни бабушка зажигала свечечку перед иконами, отвешивала несколько поклонов, даже встав на колени и припав лбом к полу, о чём-то переговаривалась с Богом - слышно только, как она просила его о заступничестве и помощи. Дед же, глядя в передний угол, пару раз перекрестится. Как в каждой крестьянской избе, красный угол и у нас был заполнен иконами. Тёмные иконы, на которых с трудом что-то просматривалось, были самые старые, может быть, восемнадцатого, а то и семнадцатого веков. Так, на одной лик святого почти не проглядывался и написан был на доске. Бабушка говорила, что это какой-то Спас. А одной маленькой иконкой она очень дорожила, ею благословляла её мать, когда она выходила замуж за моего деда, эта иконка принадлежала еще прабабушке её.

Вечная красота заложена в строительство храмов. Прекрасная архитектура Ситьминской церкви прекрасна даже в руинах. Мало что осталось от неё - только мощные стены, не поддавшиеся разборке кирпичей на деревенские нужды. Говорили, что кладку её стен производили на растворе с добавлением куриных яиц. Неведомые мастера строили храмы не только для Бога, а и для человека, даже неверующего, у которого, глядя на эту красоту, душа волновалась и радовалась бы. Церковь всегда хорошо смотрится, так как строилась на высокой горе или холме. Проезжая через Швариху, мой автобус или машина, как правило, останавливался на центральной площади села, и я, стоя у подножья вонзившейся в небо колокольни, смотрел вверх, где висели ещё каким-то чудом сохранившиеся колокола. В небе плывут облака, и от того казалось, что колокольня падает, а облака стоят на месте. Наверное, с такой высоты далеко вокруг видно, может быть, и реку Вятку. Конечно, Ерёмино не увидишь, моя деревня за лесами, под Негановской горой.

Зима чаще всего застаивается. Порой и марту конец, а зима и не думает отступить. Бабушка говорит, что сегодня Сретенье, что зима с весной встречаются, и у всех появляется желание, чтобы весна взяла верх. Но не скоро ещё ждать эту гостью. Ещё и снег запорошит, и крутой морозец разрисует окна, да и кошка наша прячет свой нос под себя, сообщает нам, что ещё, ой, как холодно на улице.

Но вот дорога начинает обозначаться разным хламом: выпавшими из саней клоками сена, соломы, кучками конского навоза... На сеновалах и чердаках орут коты душераздирающими визгами и воплями. Проверяешь пяткой наст - выдержит ли тебя, чтобы в школу утром бежать напрямик через огороды.

Наконец-то, запахло весной: небо становится голубей, просторней, теплеет солнечный луч, и с южной стороны крыши появляются сосульки, сначала малюсенькие с полкарандаша, но с каждым днём - длиннее и толще, горят на солнце, вот- вот ручейком побегут. Первые сосульки - всегда в рот, сосёшь, облизываешь, как какое-то лакомство, но вскоре отшвырнёшь в снег - ни вкуса, ни сладости. Весело зачирикали воробьи. Дождались мы и прилёта скворцов. Угор запестрел проталинами. Наконец-то, на красном глинистом берегу у Батькиного омута появились жёлтые звёздочки мать-и-мачехи, тут же цветочки и тут же рядышком снег.

К речке подходить уже опасно. Сначала поверх льда накапливается снежица - талая вода из набегавших ручьёв. Уровень её увеличивается, и вдруг вода начинает ломать лёд. Начинается половодье, ледоход. Вода шумит, рвёт берега на поворотах, появляются воронки. Реке становится тесно в своих берегах. Вот она вырвалась на волю на луга под Красной глиной, мутная вода залила всю пойму до Парфёновской горы, вот-вот кинется через дамбу дороги у моста. Звереет река. Маленькая Ситьма превращается в мощную, буйную, стирающую на своём пути всё. Чего она только не несёт на себе: доски, брёвна, бочки, огромные льдины, какой-то мусор! Откуда всё это берётся?! Грозный поток хлещет, ломает деревья, прибрежные ольхи, выворачивает их с корнями, несёт, крутит... В обычное время моя родная речка широка до того, что без разбега ни за что не перепрыгнешь, а тут, как Днепр, что "редкая птица долетит до её середины".

Наконец, река отбушевала, сделалась смирной. Будет тепло.

Весна, Пасха - праздники обновления природы! Старухи повылазили на улицу, чтобы порадоваться на пригревающее солнышко, на просыпающую от зимы землю, на вылезающую зелёную молодую травку.

Пожалуй, ни один из праздников не дарит людям столько тепла и душевного спокойствия как Пасха. Её ждёшь в приподнятом, оживлённом настроении, словно в предчувствии чего-то долгожданного. В этот день чувствуется какая-то лёгкость, радостность, дома с утра все улыбаются друг другу, при встрече целуются, обнимаются, говорят: "Христос воскресе!", "Воистину воскресе!" И пусть на дворе ещё только апрель и снег лежит кое-где, но на душе светло - зима безвозвратно ушла, пережилась. Но ещё больше радости в этом празднике в том, что накануне бабушка пекла ароматные паски, красила яйца луковой шелухой. Но как бы мне не хотелось яичка, я не просил, знал, что бабушка неумолима. Но утром ещё с полатей вижу, что в центре стола стоит большая тарелка с паской, обложенной крашенками. А в красном углу у икон мерцает огоньком тоненькая свечечка, и в корзинке, вырезанной из газеты, лежит крашеное яичко для Бога. Мигом слетаю с полатей, поздравляю и целую всех:

- Христос воскресе! - и к столу.

Но бабушка не разрешает мне брать с тарелки, а вручает маленькую пасочку и несколько яичек в блюдце. Но, прежде всего, яичком надо с кем-то побиться, авось, моё окажется крепче, и битая крашенка достанется мне. С сегодняшнего дня закончится Великий пост, стол будет пообильнее, бабушка не откажет мне в сметанке или яичке, а то и в кусочке мяса или холодца.

В четверг перед Троицей отмечался Семик, самый почитаемый в нашем приходе христианский праздник. Этот народный праздник в стародавние времена был языческим и посвящался самому грозному богу Перуну. Семик и Троица – единственные христианские праздники, в которых объединены дохристианские элементы: поминание покойников и последующее весёлое гулянье с песнями, шутками. В разное время по церковным календарям бывает Семик, но его ждёшь как никакой другой праздник. К этому времени леса одевались листьями, земля покрывалась травой - муравой. В избе бабушка развешивала ветки берёзы. В канун праздника бабушка ставила квашонку, тесто на пироги. В доме суета - наводился порядок, чистота...

Семик... С утра наш Афоня начинает обходить деревню и поздравляет односельчан. Вот он и у нас: открывает дверь, стаскивает с головы у порога шапку (он и летом ходил в ней) и, перекрестившись, громко, чтоб услышали хозяева, для верности кашлянёт:

- Здорово живитё! - встанет, не проходя от порога дальше.

Бабушка заранее приготовила убогому гостинец: пироги, пару яичек, кусочек мяса, полстакана мёду. Сложив всё в котомку и поблагодарив, Афоня переходил до соседей.

С утра, одевшись в лучшие наряды, все идём в Ситьму. На моих ногах горят лаком красивые калошки на красной мягкой байке изнутри, рубаха подпоясана красивым цветным пояском с кисточками... В деревне оставались только самые немощные старики да грудные младенцы, кто не в силах пройти эти шесть вёрст до села. Проходя Бобошинским лесом, набираю букетик медуницы и вручаю бабушке. Почему-то этот цветок я считал подснежником, хотя о снеге давно уже и позабыл. Медуница! Какое поэтическое название дал народ цветку! А колокольчики, незабудки, кукушкины слёзки, анютины глазки, пастушья сумка, иван-чай, водосбор, чистотел, заячий горошек, богородская травка? Не знаю их названия по- латыни, как принято в научных кругах, да мне это и не нужно, но уверен, что ни один язык - французский ли, итальянский ли - не сможет конкурировать с нашим русским по красоте звучания или смыслу в произношении и таких трав, как пролески, заманиха, лютик, сон-трава, петрушка, венерины башмачки...

В селе площадь уже запружена народом, работают оба магазина и палатки, играют гармошки. Бабушка, повернувшись к остаткам церкви, несколько раз перекрестилась. Отдохнув после дороги на лужайке, идём на кладбище, где похоронены предки моих старичков и тётя Люба. Могила тёти была в очень приметном месте, под тремя большими елями. Тётя Нюра расстилает чистое полотенце, куда выкладывает из сумки поминальную еду. Дед разливает по маленьким стаканчикам водку, наливает несколько граммов и мне. Из всей еды почему-то больше всего запомнились варёные яйца, хотя они у нас не были каким-то деликатесом. На кладбище в этот день встречались с многочисленными родственниками по бабушкиной линии родства из Нагорен, Хробостов, которых я мало знал и почти не запомнил.

А в селе во всю идёт массовое гулянье. Женщины водят хороводы, пьяные парни ватагами с гармошками и бубнами шеренгой ходят по площади и улице и орут частушки, порой, нецензурные, задиристые.

Как в деревню мы заходим,
Сразу голос подаём.

Мы - отчаянны головушки -
Нигде не пропадём.

Гулянье ширится, растёт! Мы, ребятишки, ждём, когда появятся парни из-за реки Вятки. До этого гулянье идёт спокойно, наши парни расходятся мирно, я не помню, чтобы между ними в этот день были конфликты. Появились и зареченские ребята из-за Вятки. Пришли они не вместе, не ватагой, успели выпить, закусить, подурачиться с девками. Но в воздухе запахло грозой. Вот-вот начнутся главные события сегодняшнего праздника. И вот соперники ситьминских ребят, построившись в шеренгу, перегородив дорогу во всю её ширь с надвинутыми на глаза фуражками - вперёд! Поют задиристые, с бесшабашной удалью, как только умеют вятские:

Шире, улица, раздайся!
Наша шайка к вам идёт.
Атаман в гармонь играет,
Шайка песенки поёт.
Нам хотели запретить
По этим улицам ходить.
Но тогда запрет дадут,
Когда зарежут и убьют.

А вот уже слышны в адрес ситьминских противников и угрожающие частушки:

Мой кинжальчик - первый номер -
Позолоченный носок.

Кто зареченских затронет,
Припасай на гроб досок!

В другом конце площади собирается другая ватага. Это уже наши, ситьминские. И здесь ухарские воинственные частушки, не уступающие зареченским:

Наша шайка, шайка - лейка,
Пачка ржавленых гвоздей.

Кто навстречу попадётся,
Пробьём шею до костей!

Две орущие ватаги ходят по улице и площади села. Пока встреча не происходит. Но к парням добавляются новые ребята, или кто-то исчезает то ли по трусости, то ли кого-то уводят силой. Широка площадь! Не могут пока сойтись две стенки.

Но вот, почувствовав необходимую силу и дерзость, одна из ватаг уже не избегает встречи, а ищет её. Наконец-то, дождались мы! Идут навстречу, не сворачивают орущие парни:

Ну, пускай, пускай порежут
И положат в уголок!

Наревёшься, дорогая,
У моих холодных ног.
Открывай, отец, ворота -
Сын порезанный идёт,
Грудь пропорота кинжалом,
По рубашке кровь течёт.

И вдруг всё смешалось. Куча тел, в воздухе кулаки, полетели планки и мехи от гармошки, бубен надет на голову соперника... И хрясь, хрясь! Молча. Со всех концов площади сюда бегут празднично одетые люди - это зеваки.

Кто-то уже вывалился из груды тел с расквашенной мордой, кто-то ползёт на карачках, очевидно, в нокдауне, у кого-то оторвали рукав от выходного парадного костюма. Девки и бабы оттаскивают своих, а ребята вырываются из женских рук, но порой вырываются ровно на столько, чтобы не вырваться и взаправду. Какой-то со стороны мужик, тоже пьяненький, снимает пиджак, собирается вмешаться в драку то ли помочь своим, то ли разнять, но жена с криком пытается удержать его - оттолкнулся от бабы, бросил ей пиджак и, видимо, силён мужик, завалил ударом кулака одного, другого, но и у самого уже нос в крови. Всё моё внимание на этого кулачного бойца и почему-то по-спортивному болею за него. По- моему, он выступает не за тех, не за этих, а как любитель - одиночка, и бьёт кого попало.

Слышится женский визг, и толпа зевак хлынула в разные стороны. Значит, пустили кому-то кровь, на что без содрогания смотреть нельзя. Кто-то ползёт на коленях с разбитой головой, кого-то поникшего уводят женщины, кто-то уже убегает, а за ним вдогонку несутся двое или трое... Жаль, драку прекращает милиция. На звуки милицейских свистков не сразу, но драка прекращается. Победители не определились, но пострадали все: рубашки, как распашонки, костюмы - без рукавов и воротников, картузы - в пыли под ногами, от музыкальных инструментов - только обломки... Но драка честная, без ножей или других предметов, только кулаками. А вот и жена того кулачного бойца, плачет - от новой рубахи на мужике непонятно что и осталось.

Ни один Семик не обходился без драки. Похоже, парни готовились к ней заранее, и слабаки не участвовали. Но, кажется, нашим ребятам доставалось побольше. Думаю, что зареченские ребята сюда приходили не помянуть родственников, которых на ситьминском кладбище не могло быть, а погулять и покуражиться, и среди чужих чувствовали себя наиболее дружно и спаянно в отличие от наших, которым свободу действий связывали родственники. Как-то среди гуляющих оказались два матроса - отпускника. На бескозырке одного золотом написано "Черноморский флот", другого - "Тихоокеанский флот". Мы с ребятами заспорили, что, когда они будут бляхами драться (а другое между нами исключалось), то кто кого побьёт. Я хотел, чтобы черноморец оказался сильнее, наверное, потому, что он был из нашего сельсовета, из Ивановцев. Но боевых действий флотов мы так и не дождались - морячки быстро познакомились, закурили и мирно беседовали, а позднее, уже под хмельком, гуляли с девчатами.
 

 

Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

Пользователь
Добрый день: Гость

Группа: Гости
Вы с нами: дней
Случайное фото
Случайная статья
Залежи серебра и меди в Нолинском уезде... Правда или миф?..
Просмотров: 582

Вятские корни Александра Покрышкина
Просмотров: 793

Река Воя
Просмотров: 1272

Новое на форуме
Никольская ярмарка в Нолинске.
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 20.05.2018
Ответов: 0
День Победы в Нолинске
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 09.05.2018
Ответов: 0
Первомайская демонстрация в Нолинске.
Автор: Анна
Форум: Обовсем
Дата: 02.05.2018
Ответов: 0
Поэзия нолинчан
Стихи Субботина В.Е.
Просмотров: 1354

Стихи Владислава Шихова
Просмотров: 1058

Стихи Дьяковой Оксаны
Просмотров: 1074

Поговорки
Погода в Нолинске

влажность:

давл.:

ветер:

Нолинск автовокзал

При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! Copyright MyCorp © 2018